Кагор, портвейн, мускат: что правильно пить для повышения диабетической бдительности
Как минимум один раз в год — по случаю первой дегустации нового сезона для рейтинга Top100Wines — у нас появляется шанс вспомнить, за что мы так любим сладкое. И, как это бывает со всеми сластенами, которых застали врасплох, мы спешим оговориться, что наша слабость распространяется далеко не на «все, что липнет»… И если вино всегда надо дегустировать, соблюдая принцип умеренности, то выводы о сладком вине надо делать с особенной осторожностью.
Традиция начинать ежегодный цикл дегустаций с вин, содержащих остаточный сахар, имеет глубокие корни. С давних времен природно-полусладкие и сладкие вина (результат осеннего «недоброда») полагалось выпить до наступления тепла, иначе в них возобновлялось брожение, и в большинстве своем они портились. К тому же накануне Пасхи многие вспоминают вкус сладких церковных вин — и, конечно, не «кагором» единым разговляются в нашем отечестве.
Пить сладкое в наше время не модно. Девушки модельной внешности говорят, что сладкое вино полнит, да и диабет, как известно, не дремлет. Но, хотя с каждым годом потребление сладких вин постепенно падает, они все еще занимают значимую долю рынка. Согласно данным Retail.ru по итогам 2022 года, на сухое приходилось лишь 48% выпиваемого в России вина. Иными словами, больше половины потребителей, выбирая вино, предпочитают почувствовать в них сладость.
Тяга к сладкому заложена в нас мощными инстинктами. Недозревший плод часто бывает опасен, и природа направляет нас в нужную сторону, заставляя ценить сахар в спелых ягодах. Направляет, в частности, с помощью самых ярких терпеновых ароматов, которыми богаты и спелые плоды, и произведенные из них сладкие вина. К тому же сладкое еще и калорийно, а для теплокровных калории значат жизнь. С другой стороны, привлекая к сладким зрелым плодам все живое и голодное, вселенский разум обеспечивает растениям распространение семян и продолжение рода.
Впрочем, кроме инстинктов, в направлении сладких вин нас подталкивают и тривиальные экономические мотивы. Потребительское предпочтение сладких вин во многом связано с их ценой. Увы, вкус наиболее простых и недорогих вин часто «корректируют» сахаром. «Колючая», чрезмерно резкая кислотность или слишком сухой, «зеленый» танин, а то и откровенная горечь в винах, произведенных из недостаточно зрелого винограда, — многие проблемы можно замаскировать, подсластив вкус и усыпив бдительность не самого продвинутого потребителя. Неразборчивость в вопросах виноделия чревата опасностью диабета.
Но недостаточной бдительностью человечества все чаще пользуются производители сухих вин. Содержание остаточного сахара в старых добрых немецких рислингах, вопреки надписи «Trocken» (которая переводится как «Сухое»), делает их фактически полусухими. А в новых хитах продаж по обе стороны океана, от испанских блендов Mucho Mas до калифорнийских блокбастеров Apothic, секрет яркого, мягкого вкуса кроется в остаточном сахаре, уровень которого не указан на сайтах производителей. Единственным источником информации о содержащемся в вине сахаре остается контрэтикетка, но о природе этого сахара там нет ни слова.
Вывод, который можно было бы сделать по итогам весенней дегустации сладких вин, звучит как лозунг на первомайской демонстрации. Производителям вин с остаточным сахаром пора выйти из тени, изжить комплекс неполноценности и заявить о правах на место в премиальной категории.
Первая отборочная дегустация рейтинга Top100Wines обернулась блестящим парадом-алле, в котором первые 20 образцов набрали не менее 90 баллов из 100. Возглавила список историческая крымская винодельня «Солнечная Долина»: сразу пять ее вин попали в топ-10, а три раритетных винтажных образца — «Кагор Солнечной Долины» 2003 года, «Золотая Фортуна Архадерессе» 1996 года и «Сары Пандас» 2010 года — заслужили наиболее высоких оценок жюри. Все-таки время выдержки дарит сладким винам особенную красоту.
«Массандра», еще один супертяжеловес в категории десертных и крепких вин, вновь блеснула на дегустации своим неизменно притягательным «Мускатом Белым Красного Камня» (на этот раз урожая 2020 года), хотя и десертное красное «Бастардо Массандра» 2019 года выступило замечательно, отстав от своего более именитого собрата на какую-то десятую долю балла. Кроме них, в десертной группе опять эффектно выступили «Шато Ай-Даниль» с очень стильным мускатом Jannet 2018, «Завод Марочных Вин Коктебель» с удачным «Мускатом Янтарным» 2020 года, а категорию кагоров, кроме этого производителя из Коктебеля, дополнили «Цимлянские Вина» образцом 2021 года.
Элегантные портвейны произвели не такое взрывное впечатление на фоне более сладких образцов дегустации, но прозвучали достойно и надолго запомнились. Среди них были и великолепные вина серии Porto от «Инкермана» («Севастополь» 1994 года и «Крымский Красный» 2007 года), и классический в своем благородном сложении «Портвейн Красный Массандра» 2017 года, и удивляющий глубиной «Портвейн Белый Крымский» 1990 года от «Солнечной Долины».
«Фанагория» — единственный производитель, чье природно-сладкое (не крепленое) вино вошло в первую десятку дегустации. «Velvet Season Саперави» 2023 года было настолько соблазнительным в своих цветочно-ягодных ароматах и настолько сочным в оттенках бархатистого вкуса, что эксперты единодушно поставили вину высокий балл. Кстати, «Мускат Оттонель» той же линейки от «Фанагории», хотя и недотянул немного до топ-10, подтвердил высокий класс. Крымская винодельня Alma Valley со своим белым «Весенним» и красным «Алтарным», а также севастопольский «Бельбек» с мускатом и ширазом линейки «Фиолент» гармонично дополнили гамму.
Лучшие сладкие вина, соблазнительность которых объясняется искусным сохранением остаточного сахара, требуют от винодела мастерства, а от винодельни — высокотехнологичного оснащения. И то и другое означает все более высокую цену, гораздо дороже, чем у вин, подслащенных вакуум-суслом или другим вспомогательным материалом.
В условиях поляризации винного рынка пропасть между «правильными» и «неправильными» винами будет разрастаться. И миссия винных экспертов, наверное, как раз в том, чтобы сократить число несчастных случаев при падении в эту пропасть. Ну и диабета нам всем стоит остерегаться.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора