К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В ожидании нового поколения: какие возможности 5G доступны уже сегодня

Фото Михаила Почуева / ТАСС
Фото Михаила Почуева / ТАСС
К 2025 году 5G станет ведущим типом подключения в мире, но коммерческие сети пятого поколения все еще массово не развернуты в России. Тем не менее некоторые возможности сетей 5G могут быть адаптированы и под уже устоявшиеся технологии 4G. О том, какие сценарии 5G российские операторы могут реализовать на базе 4G уже сейчас и как они решают проблемы перегрузки сетей и нехватки оборудования, рассказывает руководитель группы продуктового менеджмента Nexign (входит в состав «Мегафона») Сергей Сосин

Сегментация сети или управление качеством опыта

Несмотря на то что операторы во всем мире запускают 5G, большинство ресурсоемких сценариев применения, в частности в области B2B-услуг, пока находятся на раннем этапе своего развития. По оценкам GSMA, к 2030 году вклад 5G в мировую экономику составит почти $900 млрд, и 60% экономического эффекта придется именно на B2B-направление: умные заводы, умные города и умные сети. Тем не менее некоторые идеи 5G можно реализовать в уже существующих сетях, не дожидаясь обновления ядра. Технологии 4G позволяют делать множество интересных вещей, и хотя все операторы мобильной связи в России предоставляют сервисы на базе 4G, далеко не все из них в полной мере пользуются их возможностями.

Например, одна из ключевых возможностей 5G — это выделение клиенту сегмента сети, в рамках которого оператор гарантирует определенную скорость соединения и передачи данных, параметры допустимой задержки для каких-то приложений или типа трафика. Эта технология уже используется в различных отраслях, от передачи данных пациента из машин скорой помощи в больницу в режиме реального времени до разработки специальных тарифов для инвесторов с выделенными сетевыми ресурсами для брокерского приложения. Предложения на базе сегментации сети реализованы операторами в разных странах мира, и, как показывает практика, клиенты, которые понимают их ценность, готовы платить за них больше.

Но даже в 4G можно тонко управлять качеством обслуживания, или, как теперь часто говорят, качеством опыта. Оператор может настраивать правила обработки разного типа трафика: предоставлять VIP-условия для партнеров, управлять качеством связи для целевых приложений даже в условиях перегрузок. Так, пропускная способность и задержка могут быть гибко заданы в зависимости от типа сети доступа, тарифного плана и других параметров. То есть операторы могут реализовать сценарии для новой выручки и в сетях 4G.

 

Самое важное — партнерства

Объем трафика в сетях операторов растет, но это не значит, что также увеличивается их доход. Услуги связи и предоставления доступа к интернету давно стали базой с низкими возможностями дифференциации на рынке, и доходы операторов продолжают стагнировать. По данным PwC, выручка операторов от обеспечения доступа к интернет-сервисам будет увеличиваться лишь примерно на 4% в год. При этом динамика роста компаний, которые строят свой бизнес на базе телекоммуникационных сетей, не вкладываясь в инфраструктуру, составляет двузначные цифры — речь об облачных провайдерах и поставщиках контента.

Сегодня на всех рынках ведутся разговоры о том, как на законодательном уровне обеспечить справедливые механизмы распределения прибыли за использование сетевой инфраструктуры разными игроками. Например, в «Стратегии развития отрасли связи до 2035 г.» утвержден пересмотр концепции сетевого нейтралитета, которая исторически уравнивала весь трафик. То есть оператор сможет отдавать приоритет трафику компаний, которые готовы за это платить, и ограничивать передачу «тяжелого» трафика. Это будет толчком к более глубокой кооперации между участниками рынка. Операторы сами заинтересованы в том, чтобы находить новые ниши, монетизировать полезный трафик и выстраивать взаимовыгодные бизнес-модели работы с генераторами его основного объема. Им необходимо гибко управлять условиями предоставления телеком-услуг для партнеров, предлагать привлекательные коммерческие модели.

 

С точки зрения бизнеса, операторам связи нужны современные подходы к управлению партнерами разных типов. Требуются платформы, которые позволяют безопасно и эффективно подключать множество партнеров, выстраивать новые бизнес-модели, делить выручку в режиме реального времени. С технической точки зрения у оператора сетей 4G есть возможность монетизации партнерского трафика, предоставления выделенных ресурсов и особых условий обслуживания на уровне ядра сети. Под партнером здесь подразумевается любая компания, которая может обеспечить оператору рост ARPU и выход на новую аудиторию: поставщик игр, стриминговый сервис или даже офлайн-компания. При этом трафик может тарифицироваться за счет любой стороны.

Сетевые API как новый источник доходов

Операторы постоянно находятся в поиске новых ниш, но порой им сложно конкурировать в этом с компаниями BigTech и другими уже состоявшимися экосистемами. Пока самый лучший сервис, который может предложить оператор, — это телеком. Но телеком-рынок ограничен, и здесь необходимо найти зоны роста.

Одно из перспективных направлений, которые могут не только обеспечить оператору новый источник доходов, но и существенно расширить каналы продаж для традиционных телеком-услуг, — это сетевые API. Имеется в виду возможность предоставить разработчикам приложений и контент-провайдерам стандартный и современный способ доступа к функциональным возможностям сетей оператора. Например, API позволяют приложениям контролировать необходимое качество соединения, что важно геймерам для качественного игрового опыта, или запросить ближайший к получателю узел для локальной обработки и передачи данных — это необходимо для тяжелых приложений, требующих высокой производительности и низкой задержки при передаче трафика. Согласно исследованию Analysys Mason, 73% операторов считают предоставление доступа к сетевым API в списке своих топ-5 приоритетов.

 

Многие из перспективных сценариев использования в области сетевых API могут быть реализованы в сетях 4G с помощью специального элемента сети. Конечно, для успеха в этом направлении необходимо инвестировать в удобный опыт для разработчиков. Кроме того, важна кооперация на рынке между ключевыми игроками, чтобы избежать фрагментации и несогласованности в подходах, ведь чаще всего поставщику приложения важно иметь подключение ко всем операторам, услугами которых пользуются его клиенты.

IoT в 4G

Еще один важный вопрос — это управление интернетом вещей (IoT) и межмашинным взаимодействием (M2M) в сетях 4G. Сети 5G позволяют подключить до миллиона IoT-устройств на квадратный метр, обеспечив их автономную работу месяцами без необходимости смены батареи. Технологии 4G же создавались в условиях, когда рынок IoT еще не был развит, поэтому здесь они уступают по своим характеристикам сетям следующего поколения.

Но есть способы настроить эффективное взаимодействие IoT-устройств с 4G. Например, можно отказаться от использования традиционного протокола IP для передачи данных и перейти на технологию Non-IP Data Delivery (NIDD). Она снижает время нахождения устройств в активном состоянии, повышает энергоэффективность и упрощает удаленное управление устройствами. В сетях 4G есть специальный сетевой элемент, который позволяет быстро настроить взаимодействие с IoT-устройствами. Он позволяет IoT-платформам обеспечить взаимодействие с сетью через API, пряча за собой всю сложность сети.

Перегрузки сети

Наш мир постоянно ускоряется, а объем трафик стремительно растет: по данным Минцифры, в России с 2012 по 2022 год он увеличился в 11 раз. В результате операторы вынуждены постоянно инвестировать в расширение и повышение надежности инфраструктуры, но они работают в условиях дефицита доступных частот и телеком-оборудования.

В ситуации, когда невозможно поставить дополнительные серверные мощности или увеличить плотность базовых станций в зоне перегрузки сети, можно ограничить параметры связи для абонентов на уровне сети или потребовать от контент-провайдеров снизить объемы трафика. Но, учитывая сильную конкуренцию между операторами в России, такой способ вряд ли можно назвать оптимальным.

 

В таком случае можно монетизировать перегрузки сети, то есть обеспечить связь для критических задач служб и бизнеса — например, предложить спецусловия для экстренных служб или премиальные тарифы проведения бизнес-конференций онлайн. Кроме монетизации, оператор может управлять емкостью сети — в частности, аккуратно ограничить скорость для определенных приложений без ущерба пользовательскому опыту, а также приоритизировать трафик самых прибыльных сервисов.

В условиях импортозамещения

Телеком-отрасль эффективно отрабатывает кризис после ухода зарубежных вендоров. Несмотря на то что доля иностранных решений в отдельных компонентах инфраструктуры составляла более 90%, пессимистичные прогнозы о масштабных перебоях со связью в стране не оправдались. Более того, ситуация в отрасли стабильная: продолжается работа по локализации производства компонентов для импортозамещения критической информационной инфраструктуры (КИИ), сформированы стратегия развития отрасли до 2035 года и дорожная карта развития сетей мобильной связи. Кроме того, все крупнейшие российские операторы заключили контракты на поставку базовых станций с отечественными производителями, есть готовые промышленные решения в области ПО для бизнес-систем и ядра сети операторов.

Технологии 5G являются более продвинутыми — позволяют широко использовать возможности аналитики и ИИ для автоматизации и повышения эффективности сетей, основаны на открытой сервисной архитектуре и помогают запускать инновационные сервисы. Но операторы во всем мире все еще пытаются отыграть свои инвестиции в их развертывание. Сегодня российская телеком-отрасль успешно справляется с поставленными перед ней задачами импортозамещения. Запуская 5G в России в ближайшие годы, наши операторы уже смогут полагаться на опыт зарубежных коллег, учитывать их лучшие практики и фокусироваться на тех бизнес-моделях, которые уже доказали свою коммерческую эффективность в других регионах. Такой подход поможет нам сохранить высокую конкурентоспособность на мировом телеком-рынке.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+