Восполнение энергии: изменят ли новые аккумуляторы рынок электромобилей
Новая технология
Китайская компания CATL — крупнейший в мире поставщик батарей для электромобилей — сделала два важных анонса, которые могут повлиять на весь рынок автомобилей без двигателей внутреннего сгорания. В начале апреля CATL вместе с партнером Yutung Bus сообщила о начале выпуска литий-железо-фосфатных (LFP) аккумуляторов с гарантийным сроком эксплуатации 15 лет либо 1,5 млн км. Батареи создавались с прицелом на использование в автобусах и грузовиках, но будут доступны и для легкового транспорта. Производитель электробусов Yutung Bus станет первой компанией, которая применит новинку в своих продуктах. Китайская компания продает электрические автобусы в 40 странах мира, в том числе во Франции, Испании и Великобритании.
25 апреля в рамках выставки Auto China 2024 состоялся еще один важный анонс от CATL. Китайцы представили новые LFP-аккумуляторы Shenxing Plus с заявленной дальностью хода 1000 км от одной зарядки. Кроме отличного запаса хода новые батареи поддерживают технологию быстрой зарядки 4C, благодаря которой восполнение энергии аккумулятора идет со скоростью 1 км дальности хода за секунду. Другими словами, пять минут зарядки будет хватать на 300 км пути. Конечно, для этого и зарядные станции должны поддерживать новую технологию: CATL объявила о планах вместе с партнерами построить сеть из 600 станций нового поколения в 271 городе Китая. Батареи Shenxing Plus являются усовершенствованной версией аккумуляторов Shenxing, представленных всего восемь месяцев назад и предлагавших запас хода до 700 км, так что прогресс менее чем за год получился весьма существенный.
Дешевое сырье
CATL поставляет батареи для Tesla, Mercedes, Volvo, Hyundai, Kia, а также для многих китайских автопроизводителей. Доля компании на рынке аккумуляторов для электрокаров даже без учета Китая в сентябре 2023 года составила 28,1% — это столько же, сколько у LG. Если же рассматривать весь глобальный рынок, то CATL вместе с другим китайским игроком — BYD занимают 53% рынка.
В отличие от конкурентов, которые для производства батарей, кроме лития, используют никель, марганец и кобальт, CATL в свое время сделала ставку на LFP-батареи: фосфат железа в изобилии имеется в природе и обходится дешевле, чем вышеупомянутые компоненты. Изначальная проблема LFP-батарей — низкая плотность хранения заряда — была решена в аккумуляторах Shenxing Plus, которые обеспечивают плотность хранения заряда на уровне 205 Вт*ч/кг.
В начале 2024-го CATL пообещала снизить цены на батареи в течение года на 50%, что должно положительно повлиять как на появление большего количества недорогих электрокаров, так и на общий рост поставок автомобилей без ДВС.
Барьеры для рынка
В 2023 году глобальные продажи автомобилей с электрическими моторами (включая гибридные авто — PHEV) достигли 14,2 млн единиц, рост относительно 2022 года составил 35%. По сравнению с 2022 годом темпы роста заметно упали — тогда этот показатель был на уровне 55%. Хотя сами продажи автомобилей с электромоторами растут, темпы роста снижаются уже второй год подряд. Аналитики ожидают, что в 2024 году темпы еще снизятся — до 25%. При этом две трети глобальных продаж автомобилей с электрическими двигателями пришлись на Китай. Эта страна стала и крупнейшим производителем подобных машин: в 2023-м их было выпущено 8,4 млн, то есть почти 60% от общего мирового объема.
Динамика продаж электромобилей по-прежнему зависит от государственной политики. Это видно на примере Германии, где в прошлом году правительство не стало продлевать налоговые льготы для покупателей. В результате в I квартале 2024 года продажи электрокаров упали на 14,1% по сравнению с тем же периодом 2023-го, хотя общие продажи автомобилей выросли на 4,2%. В январе, первом месяце после отмены льгот, продажи электромобилей и вовсе рухнули на 55% по сравнению с декабрем 2023-го.
Кроме того, к ноябрю 2024 года власти Евросоюза собираются ввести повышенные таможенные пошлины на импорт китайских электромобилей: ожидается, что они будут повышены с 10% до 15-30%, хотя некоторые эксперты уверены, что для достижения желаемого эффекта их нужно довести до 55%. Пока же по итогам 2024 года доля китайских «электричек» на рынке ЕС может вырасти с 7,9% до 11%.
Избыток предложения
Однако появление аккумуляторов нового поколения не приведет к мгновенным изменениям на глобальном рынке электромобилей. Даже китайским производителям потребуется определенное время, чтобы представить автомобили с новыми батареями, так что на домашнем рынке стоит ожидать обновленные модели в лучшем случае в 2025 году. Плюс еще несколько лет уйдет на строительство сети станций с поддержкой новых технологий скоростной зарядки.
В Китае средневзвешенная цена электромобилей уже ниже, чем у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, и это без учета субсидий на их покупку. В 2023 году на внутреннем рынке продавалось около 50 доступных моделей электромобилей, многие из которых можно было купить дешевле $15 000. В Европе и США электрокары, особенно в начальном и среднем ценовых сегментах, все еще дороже аналогичных автомобилей на ископаемом топливе, что отпугивает многих покупателей, несмотря на потенциальную дальнейшую экономию на бензине и обслуживании.
Тем не менее и в Китае, несмотря на низкие цены, производство электромобилей испытывает проблемы со спросом. Несколько новых производителей уже обанкротились из-за избыточных мощностей в отрасли. По прогнозам, в 2025 году объем выпущенных на территории Китая электрических и гибридных авто достигнет 36 млн, тогда как местный рынок сможет «переварить» лишь 17 млн, то есть более половины произведенного придется экспортировать. На фоне протекционистских мер во многих странах реализация такого количества автомобилей станет сложной задачей.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора