Суета в Красном море: что посоветует хуситам «голос из Тегерана»
«Младший брат» Тегерана
«Ансар Аллах» принято включать в структуру прокси-группировок Ирана и оспаривать их геополитическую самостоятельность — якобы действия хуситов определяются исключительно интересами Тегерана. На деле это не совсем так.
Несмотря на то что Иран оказывает хуситам значительную поддержку, тайно снабжая их оружием, технологиями и специалистами, а также защищая движение на международной арене, жесткий контроль, как, например, над лояльными группировками в Сирии и Ираке, отсутствует: «на земле» они предоставлены сами себе.
Иран позволяет «Ансар Аллах» самостоятельно определять тон и формат диалога с другими йеменскими центрами силы, налаживать международные контакты, заниматься развитием вооруженных сил и государственных институтов. Члены «Ансар Аллах» воспринимают Тегеран скорее в качестве «старшего брата» и единомышленника, но в стратегических вопросах неизменно действуют с оглядкой на интересы и позицию Ирана, а в некоторых случаях наделяют Исламскую Республику правом вести переговоры от их лица.
Хуситы выделяются в рядах иранской сети влияния даже на контрасте с другой сильной группировкой — ливанской «Хезболлой»: в силу своего специфического регионального положения «Ансар Аллах» действуют более системно и напористо, а их акции получают большее медийное освещение. Кроме того, после начала операции Израиля в секторе Газа в октябре 2023 года движение одним из первых предприняло реальные действия против израильтян, что укрепило его авторитет во многих исламских странах.
Само собой, повышение самостоятельности хуситов не осталось без внимания: уже после первых акций с препятствованием судоходству в Баб-эль-Мандебском проливе эксперты на Западе заявили, что движение «отбилось от рук» и игнорирует рекомендации иранских советников, якобы настаивающих на отказе от эскалации с США. К этому добавились слухи, что несколько резонансных атак, включая февральский удар по британскому балкеру Rubymar, якобы не были согласованы с Тегераном. Но подобные «теории заговора» не выдерживают критики: даже самые спорные действия хуситов не вступают в противоречие с интересами Тегерана.
Отложенный выигрыш
Несмотря на то что США из-за действий хуситов в Красном море несут имиджевые и финансовые издержки, поддержание конфликта в «тлеющем» формате отчасти выгодно Вашингтону.
В первую очередь тем, что продолжающийся кризис препятствует «разрядке» между Саудовской Аравией и Ираном. Эр-Рияд и Тегеран, хоть и пытаются продолжать начатое при поддержке Пекина сближение, не слишком довольны расстановкой сил в Красном море и пытаются добиться гарантий от визави. Так, Саудовская Аравия, опасаясь «ударов возмездия», требует от Ирана «железных гарантий» ненападения хуситов; Исламская Республика, со своей стороны, настаивает на недопустимости использования саудовского воздушного пространства для нанесения ударов по Йемену. В результате диалог двух вроде бы примирившихся региональных лидеров приобретает форму взаимных нападок.
Недовольны США и переговорным процессом между «Ансар Аллах» и Саудовской Аравией в рамках так называемого «оманского формата», успех которого грозит закреплением за хуситами статуса международно признанной силы. С учетом слабости проарабских и протурецких сил в Йемене, хуситы могут добиться доминирующего положения в новом объединенном правительстве страны и обеспечить мягкий контроль за йеменской политикой со стороны Ирана. Тегеран в свое время по схожей схеме установил влияние в Ираке, и Вашингтон теперь стремится не допустить подобного развития событий.
В конечном счете характерная для региона взаимная подозрительность, кратно усиленная фактором «иранской» угрозы, может подтолкнуть сомневающиеся арабские страны к созданию оборонительного блока. Подобный блок органично впишется в рамки «Арабского НАТО», которое Вашингтон продвигает на Ближнем Востоке уже почти 10 лет.
По этой причине США в целом настроены «играть вдолгую»: наносить периодические воздушные удары по объектам хуситов, однако без цели быстро разгромить их. Кроме того, для Вашингтона важно сохранить видимость вовлеченности в решение проблемы, но без значительного расходования военных ресурсов.
Игра в эскалацию
Несмотря на то что интенсивность конфликта в Красном море в последние недели приобрела «рутинный» характер, хуситы едва ли откажутся от тактики «беспокоящих» ударов — особенно с учетом того, что межпалестинский диалог вновь буксует.
Представители «Ансар Аллах» неоднократно давали понять, что любое резкое изменение баланса сил, например наступление израильской армии на палестинский город Рафах, приведет к реализации многократно анонсированных «актов возмездия».
В рамках этой стратегии устрашения хуситы продолжают осторожно поднимать градус конфликта: бригадный генерал Яхья Сари анонсировал, что хуситы будут атаковать идущие через Индийский океан к мысу Доброй Надежды израильские суда — используя для этих целей модернизированные ракеты и беспилотники. Ходят слухи и об успешном испытании движением первой гиперзвуковой ракеты, которую также планируется использовать для ударов по удаленным целям. Как итог, даже более длинный маршрут в обход Баб-эль-Мандебского пролива перестанет быть полностью безопасным для зафрахтованных Израилем и его партнерами судов.
Вместе с тем хуситы, действуя с учетом интересов Ирана, скорее всего, не будут в одночасье обрубать все пути отхода. В частности, до последнего попытаются сохранить «оманский формат» переговоров и проигнорируют систематическое использование воздушного пространства аравийских монархий военными самолетами США и Великобритании. Это позволит продолжить процесс нормализации отношений Саудовской Аравией как с Исламской Республикой, так и с «Ансар Аллах»; тезис о «невозможности диалога с Ираном» уйдет с повестки сам собой.
Также хуситы на регулярной основе подчеркивают «избирательность» своих ударов: «законными целями» они считают только суда Израиля, США и Великобритании, в то время как другие транспортники не представляют для них интереса. «Ансар Аллах» рассчитывает, что подобная тактика позволит им, с одной стороны, нанести экономический урон оппонентам, а с другой — заручиться поддержкой сильных держав, таких как Китай, Россия и Индия. Последние, пусть и не одобряют подобные акции, не оказывают существенного давления на официальный Тегеран, что позволяет иранцам сохранять «пространство для маневра» в Красном море.
В куда менее выигрышном положении оказались страны ЕС: разрекламированная военно-морская миссия «Аспидес» не смогла принудить «Ансар Аллах» к снижению активности в Красном море и приобрела скорее демонстрационный характер. Кроме того, в Брюсселе опасаются, что излишнее давление на хуситов может подорвать переговорный процесс с Тегераном вокруг «ядерной сделки», который и без того испытывает трудности. По этой причине европейские страны стремятся — вопреки призывам Франции и Германии — дополнительно не обострять конфликт.
Как итог, конфликт в Красном море все больше напоминает «перетягивание каната»: ни одна из сторон не стремится, в отсутствие веских причин, к резкой эскалации, предпочитая действовать в ранее установленных рамках; «хуситская угроза» все больше становится фоновой.
Впрочем, такая ситуация вполне устраивает сторонников «Ансар Аллах»: «беспокоящий» характер борьбы позволяет им осуществлять атаки «для галочки» и придерживать передовые ударные средства на случай, если для отстаивания своих интересов придется идти ва-банк.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора