Кризис веры: почему саудиты отказались от увеличения мощностей по добыче нефти
В конце января 2024 года крупнейшая в мире нефтедобывающая компания Saudi Aramco заявила об отказе от планов по увеличению мощности по добыче нефти до 13 млн баррелей в день (мбд) к 2027 году, решив сфокусироваться на сохранении уже достигнутого потенциала добычи.
Главный регулятор
Сейчас на Саудовскую Аравию приходится около 10% мирового предложения жидких углеводородов и четверть добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. На протяжении последних 40 лет королевство, благодаря возможности в течение нескольких дней снижать или увеличивать добычу на 3–5 мбд, де-факто играло роль регулятора на мировом рынке, определяя, какими будут предложение и мировые цены на нефть.
В настоящее время объем добычи нефти в Саудовской Аравии составляет 8,9 мбд. При этом устойчивые мощности находятся на уровне 12,2 мбд. Таким образом страна может в короткие сроки увеличить предложение на рынке более чем на 3 мбд. Королевство уже демонстрировало способность быстро наращивать добычу в случае необходимости. В апреле 2020 года, после того как Россия не смогла прийти к соглашению с ОПЕК+, Саудовская Аравия увеличила добычу до 12 мбд, обрушив при этом цены на нефть ниже $30 за баррель.
В других ситуациях Эр-Рияд мог годами держать уровень добычи значительно ниже, чем позволяли мощности. Так, в 1982 году страна снизила добычу с 9,8 мбд до 6,5 мбд, а затем до 3,2 мбд. Возвращение к уровню 8,2 мбд произошло только через девять лет.
Переоценка спроса
Первоначально решение об увеличении мощностей было принято в 2020 году на фоне разногласий в рамках ОПЕК+. С тех пор Саудовская Аравия неоднократно предупреждала о недоинвестировании в мировую нефтяную отрасль и о том, что энергопереход в том виде, в котором он предлагается сейчас, нереализуем. Позиция Эр-Рияда заключалась в том, что ископаемое топливо еще на многие десятилетия останется важной частью энергетического баланса. При этом крупные потребители нефти, включая США и ЕС, встали на путь постепенного отказа от углеводородного сырья, что препятствовало инвестициям в нефтяную отрасль, так как у компаний не было уверенности относительно будущего спроса. А поддержание дополнительных резервных мощностей стоит дорого, особенно когда страна уже производит значительно ниже своего максимума.
Похоже, что Саудовская Аравия в свое время недооценила влияние энергоперехода на нефтяную отрасль и теперь решила наконец изменить стратегию. Правда, последние несколько лет прогнозы спроса на нефть, которые давал ОПЕК, становились все более оптимистичными. Так, в своем последнем World Oil Outlook картель прогнозирует, что к 2030 году спрос вырастет на 10% и достигнет 112 мбд. До 2045 года ОПЕК не ожидает сокращения спроса. В это же время МЭА обещает пик спроса уже к концу этого десятилетия.
Однако, хотя Саудовская Аравия и является ключевым членом ОПЕК, решение об отказе от строительства новых мощностей противоречит этим прогнозам. Возможно, саудиты теперь ожидают более скромного роста, учитывая не только упорное движение США и ЕС по пути энергоперехода, но и замедление темпов роста экономики Китая.
Другой причиной принятого Саудовской Аравией решения могла стать необходимость финансировать дефицит бюджета, который достиг 2,3% ВВП. Компания Aramco значительно увеличила выплаты дивидендов государству — своему основному владельцу. Страна нуждается в дополнительных средствах для реализации программы по диверсификации экономики и снижению зависимости от нефтегазовых доходов. Отказ от увеличения мощностей может высвободить дополнительные $5 млрд в год в течение ближайших лет.
Другие члены ОПЕК пока не отказываются от инвестиций в увеличение добычи. Национальная нефтяная компания Абу-Даби ADNOC собирается к 2027 году увеличить нефтедобывающие мощности с 4,2 мбд до 5 мбд. Ирак планирует в ближайшие три года довести объем мощностей примерно до 7 мбд — сейчас они составляют 4,8 мбд. Возможно, вслед за Саудовской Аравией другие члены ОПЕК изменят свои инвестиционные программы.
Влияние на рынок
Последние встречи ОПЕК+ вновь проходили на фоне сообщений о разногласиях среди участников сделки. Однако отказ Саудовской Аравии от увеличения мощностей говорит о том, что во всяком случае этот ключевой участник не планирует выходить из соглашения. Обязательства по ограничению добычи нефти, которые взяли на себя страны ОПЕК+, видимо, сохранятся на продолжительное время.
В краткосрочной перспективе спрос на нефть не будет достаточно велик, чтобы Саудовская Аравия могла приблизиться даже к своей текущей мощности. Свободных мощностей, которые имеет Саудовская Аравия, в настоящий момент достаточно для того, чтобы удовлетворить спрос на рынке. Этот буфер может постепенно уменьшаться, если в ближайшие несколько лет поставки нефти со стороны экспортеров, не входящих в ОПЕК, будут увеличиваться медленнее, чем спрос. Однако это не слишком вероятный сценарий — скорее всего, темпы роста спроса на нефть будут замедляться.
В то же время отказ Саудовской Аравии от увеличения добычных мощностей может иметь и нежелательные для ОПЕК+ последствия, так как создаст дополнительный стимул для американских нефтедобытчиков увеличивать добычу — тем более что их устраивает поддерживаемая участниками сделки цена нефти. С момента начала сокращения добычи странами ОПЕК+ США значительно нарастили объемы производства нефти, по сути, заменяя Саудовскую Аравию и прочих членов картеля на мировом рынке.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора