К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Человек за ботом: почему GPT Store — новая веха в развитии магазинов приложений

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Магазины приложений — огромный рынок. К примеру, один из краеугольных камней и генераторов выручки для Apple — App Store получает десятки миллиардов долларов ежегодно. Но несмотря на прибыль, популярность App Store в последние годы снижается. О том, как обстоят дела на рынке цифровых маркетплейсов и как на него повлияет открытие магазина нейросетей GPT Store от OpenAI, в колонке для Forbes рассказывает СЕО университета «Зерокодер» Кирилл Пшинник

Как App Store изменил мир

В 2008 году произошло событие, повлиявшее на весь цифровой мир — открылся App Store. До этого приложения были преимущественно «вшиты» в гаджеты. Покупая новую технику, пользователи получали пакет «все-в-одном», где изменить можно было только обои для рабочего стола и рингтон.

Когда был запущен App Store, популярность iPhone была сравнительно невысока — 6 млн смартфонов против сотен миллионов, которые Apple сейчас продает ежегодно. Маркетплейс предлагал всего 500 приложений, но уже в первые выходные после запуска была достигнута цифра в 10 млн скачиваний.

Интерес не остался незамеченным. В том же 2008 году появился Android Market, впоследствии переименованный в Google Play, и аналоги от Amazon и Microsoft. Пользователям нравилась возможность установить в телефон нужные функции, превратив его в полноценный мини-компьютер. Им нравилась и возможность загрузить в магазин собственные приложения. Скоро это начало приносить разработчикам деньги и открыло новую рыночную нишу. Тысячи стартапов откликнулись на возможность создать что-то, чего раньше просто не существовало. Именно новаторству Apple мы косвенно обязаны появлением таких приложений, как Spotify, Uber и Tinder. Как сказал в интервью Wired мобильный разработчик Фил Рю, до запуска App Store распространение приложений было «примитивным»: «Говоря об опыте пользования смартфонами [появление App Store], заслуживает не меньшего признания, чем разработка iPhone и iOS».

 

Apple стала пионером в области распространения мобильных приложений. Неудивительно, что именно это направление стало для нее одним из самых успешных. К 2016 году iOS-разработчики заработали около $20 млрд совокупного дохода. Учитывая комиссию, которая в некоторых случаях доходила до 30%, компания тоже получила хорошую прибыль.

Почему маркетплейсы

Популярность магазинов приложений коррелируется с популярностью обычных маркетплейсов. Маркетплейс — это своего рода рынок со стабильным потоком клиентов. Достаточно арендовать там место, и покупатели точно появятся. Продавец платит аренду, но избавляется от необходимости привлекать средства для маркетинга. Устроены маркетплейсы так, что чем больше людей покупают товар, тем выше он поднимается в поисковой выдаче. Конечно, с условием, что товар действительно хороший, качественный, обслуживание на высоте.

 

Тот же принцип используется в магазинах приложений. Если продукт интересный, его будут скачивать, оставлять позитивные отзывы, и он автоматически взлетит выше в рейтинге. При этом совершенно неважно, насколько большая компания его сделала. У инди-разработчиков столько же шансов сделать популярную вещь, сколько у мегакорпорации. Например, King, создавший игру Candy Crush Saga, изначально был маленькой шведской компанией, а в 2016 году ее выкупил Activision Blizzard за $5,9 млрд.

Поэтому магазины приложений полностью соответствовали духу времени. Когда Apple запустила App Store, уже существовали Amazon и японский Rakuten. В 1999 году появилась Alibaba, которой сейчас принадлежит известный всем и каждому AliExpress.

Однако 2022 год показал, что в привычной картине мира что-то изменилось.

 

Как мир меняет App Store

Отчет о выручке App Store Apple публикует каждый январь. Он освещает совокупную сумму, которую магазин приложений заработал с момента запуска в 2008 году. Согласно данным CNBC, в 2022 году App Store вышел на плато. В отчете говорится, что мобильные разработчики получили выручку в $320 млрд — на 60 млрд больше, чем в 2021 году. App Store побил рекорд по количеству подписок — 900 млн против 745 млн годом ранее. Казалось бы, прекрасные результаты. Однако, помимо позитивной статистики, отчет также показал рост выручки в размере 14%, при том, что в 2021 году выручка выросла на 27%. Снизилась не сама прибыль, а темпы ее роста.

Другой тревожный момент заключается в снижении количества загрузок в App Store на 9% в августе 2023 года по сравнению с январем 2018 года.

Одна из возможных причин — внедрение фреймворка AppTrackingTransparency (ATT), обязательное требование для iOS-разработчиков начиная с версий iOS 14.5, iPadOS 14.5 и tvOS 14.5. Фреймворк нужен для того, чтобы пользователь смог дать прямое согласие на доступ к IDFA (идентификатора для рекламодателей) своего устройства. Но повышение «прозрачности» приложений — не единственная причина снижения популярности App Store. Другой проблемой эксперты называют перенасыщение рынка в сферах развлечений, СМИ и мобильных игр.

Похоже, пользователи устали от магазинов приложений в таком виде, в котором они существуют сейчас. Рынок перенасыщен — новые инструменты появляются каждый день, развлечений и игр становится так много, что из них сложно выбрать что-то одно.

App Store повлиял на то, как человечество потребляет контент, и сформировал то, как работают современные смартфоны. Глядя на тенденции, оставалось ждать появления нового игрока на рынке, который бы изменил цифровую реальность так, как это сделала в свое время компания Apple. И этот игрок появился — им стал GPT Store от OpenAI.

 

Новый игрок на цифровом рынке

Вместе с изменившим мир чат-ботом ChatGPT, с помощью которого выяснилось, что ИИ способен общаться с человеком (а удобный интерфейс дал возможность убедиться в этом на практике), появился и GPT API — он позволил подключить чат-бот к любому приложению. Для предпринимателей, разработчиков, стартапов это стало прорывом — начали появляться инструменты поддержки, умные CRM, платформы для анализа данных, конструкторы приложений.

Следующим прорывом стал запуск компанией OpenAI GPTs в конце прошлого года. Так называются мини-версии нейросети, которые можно натренировать в любой области, например, сделав себе личного ассистента, а своей компании — консультанта по ассортименту. GPTs учатся на тех данных, которые им предоставили.

Принцип работы GPTs проще всего объяснить на примере. Одна из довольно популярных кастомных нейросетей — Tech Support Advisor, нейросеть техподдержки. Ей можно задать любой вопрос. Например: «Как узнать серийный номер умных часов Apple Watch?» Tech Support Advisor натренирован на гигабайтах информации, связанной с любыми техническими вопросами, от настройки принтера до установки популярного ПО. Почему это полезно? Потому что любой заданный Google вопрос превращается в бесконечную фильтрацию копирайтерских статей, ответов Mail.ru и разных форумов. Нейросеть упрощает процесс. Никакой рекламы, никакого лишнего взаимодействия, только факты.

Натренировать можно любую нейросеть. Этот процесс называется файн-тюнинг, буквально «тонкая настройка». Скажем, если у вас туристическая компания, вы можете сделать ИИ-ассистента, который поможет вашим клиентам подобрать отель. Или расскажет, как лучше одеваться в определенном месте в конкретное время года, опираясь на среднюю температуру. 

 

Запуск GPTs был продуманным ходом. Не хватало только места, где такие «камерные» нейросети точно заметили бы и где любой энтузиаст мог предложить свои разработки таким же энтузиастам. Поэтому, предвосхищая появление «чужих» магазинов, OpenAI в январе объявил о запуске маркетплейса под названием GPT Store.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Магазин нейросетей

GPT Store позиционируется как магазин приложений, где разработчики смогут размещать кастомные версии нейросети, обученные под конкретные задачи. База для запуска нового продукта внушительная: в ноябре 2023 года число активных пользователей ChatGPT достигло 100 млн человек в неделю.

Интерес к магазину был очевиден: GPTs появились в ноябре, магазин открылся в январе, и за этот срок пользователи создали 3 млн приложений на основе нейросети. И это при том, что возможность использования GPTs доступна только подписчикам платных тарифов ChatGPT Plus, Team и Enterprise от OpenAI.

Нечестно сравнивать GPT Store c App Store в начале его пути. В 2008 году приложения были редки, а их распространение, выражаясь языком Фила Рю, примитивно. Сейчас мобильной разработкой никого не удивить. Но цифра в 3 млн все равно впечатляет.

 

GPT Store мгновенно отыскал свою нишу. GPTs способны не только генерировать тексты и картинки. На основе нейросети можно делать игры, создавать логотипы, обучать, помогать программировать. Она решает математические задачи и даже способна посоветовать книгу, опираясь на личные вкусы пользователя.

Причина популярности — не только в буме нейросетей, который сейчас переживает цифровой мир. Это еще и отсутствие границ в плане распространения приложений. Когда iOS или Android-разработчик создает приложение, он рассчитывает преимущественно на пользователей, которые говорят на определенном языке: вряд ли англоговорящий будет пользоваться приложением на русском, насколько бы хорошим оно ни было. GPTs — другой разговор. Тот же англоговорящий может воспользоваться российской разработкой, просто сказав ей в самом начале: «Answer my prompts in English». Этого достаточно. GPTs понимают разные языки. Они абсолютно универсальны.

Будучи маркетплейсом, GPT Store работает по тем же правилам, что и другие маркетплейсы. Если продукт качественный, интересный, полезный, то им будут пользоваться и он окажется в трендах, где его заметят посетители ChatGPT. Магазин нейросетей открывает возможности для продвижения других продуктов — как упомянутое выше вымышленное турагентство, которое может создать кастомный GPTs и рассказать таким образом о своей компании.

GPTs открыли новые возможности для тестирования идей, создания MVP, запуска стартапов, расширения бизнеса, а GPT Store сделал эту технологию дружественной к пользователям. Новые идеи по использованию нейросетей появляются каждый день, будь то планирование поездок или обучение школьников математике, и возможность быстрого их воплощения, очевидно, стояла у компании на повестке дня. 

 

App Store никуда не уйдет, как и другие магазины приложений — Google Play, российский NashStore и китайский AppGallery. Но в лице GPT Store мир получил новаторскую платформу примерно такого же уровня, каким был в свое время App Store. Магазин нейросетей тоже никуда не денется — и, вполне вероятно, уже в ближайшие пару лет изменит нейросети и цифровые маркетплейсы, превратив их в естественную часть пользовательского опыта.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+