Человек за ботом: почему GPT Store — новая веха в развитии магазинов приложений
Как App Store изменил мир
В 2008 году произошло событие, повлиявшее на весь цифровой мир — открылся App Store. До этого приложения были преимущественно «вшиты» в гаджеты. Покупая новую технику, пользователи получали пакет «все-в-одном», где изменить можно было только обои для рабочего стола и рингтон.
Когда был запущен App Store, популярность iPhone была сравнительно невысока — 6 млн смартфонов против сотен миллионов, которые Apple сейчас продает ежегодно. Маркетплейс предлагал всего 500 приложений, но уже в первые выходные после запуска была достигнута цифра в 10 млн скачиваний.
Интерес не остался незамеченным. В том же 2008 году появился Android Market, впоследствии переименованный в Google Play, и аналоги от Amazon и Microsoft. Пользователям нравилась возможность установить в телефон нужные функции, превратив его в полноценный мини-компьютер. Им нравилась и возможность загрузить в магазин собственные приложения. Скоро это начало приносить разработчикам деньги и открыло новую рыночную нишу. Тысячи стартапов откликнулись на возможность создать что-то, чего раньше просто не существовало. Именно новаторству Apple мы косвенно обязаны появлением таких приложений, как Spotify, Uber и Tinder. Как сказал в интервью Wired мобильный разработчик Фил Рю, до запуска App Store распространение приложений было «примитивным»: «Говоря об опыте пользования смартфонами [появление App Store], заслуживает не меньшего признания, чем разработка iPhone и iOS».
Apple стала пионером в области распространения мобильных приложений. Неудивительно, что именно это направление стало для нее одним из самых успешных. К 2016 году iOS-разработчики заработали около $20 млрд совокупного дохода. Учитывая комиссию, которая в некоторых случаях доходила до 30%, компания тоже получила хорошую прибыль.
Почему маркетплейсы
Популярность магазинов приложений коррелируется с популярностью обычных маркетплейсов. Маркетплейс — это своего рода рынок со стабильным потоком клиентов. Достаточно арендовать там место, и покупатели точно появятся. Продавец платит аренду, но избавляется от необходимости привлекать средства для маркетинга. Устроены маркетплейсы так, что чем больше людей покупают товар, тем выше он поднимается в поисковой выдаче. Конечно, с условием, что товар действительно хороший, качественный, обслуживание на высоте.
Тот же принцип используется в магазинах приложений. Если продукт интересный, его будут скачивать, оставлять позитивные отзывы, и он автоматически взлетит выше в рейтинге. При этом совершенно неважно, насколько большая компания его сделала. У инди-разработчиков столько же шансов сделать популярную вещь, сколько у мегакорпорации. Например, King, создавший игру Candy Crush Saga, изначально был маленькой шведской компанией, а в 2016 году ее выкупил Activision Blizzard за $5,9 млрд.
Поэтому магазины приложений полностью соответствовали духу времени. Когда Apple запустила App Store, уже существовали Amazon и японский Rakuten. В 1999 году появилась Alibaba, которой сейчас принадлежит известный всем и каждому AliExpress.
Однако 2022 год показал, что в привычной картине мира что-то изменилось.
Как мир меняет App Store
Отчет о выручке App Store Apple публикует каждый январь. Он освещает совокупную сумму, которую магазин приложений заработал с момента запуска в 2008 году. Согласно данным CNBC, в 2022 году App Store вышел на плато. В отчете говорится, что мобильные разработчики получили выручку в $320 млрд — на 60 млрд больше, чем в 2021 году. App Store побил рекорд по количеству подписок — 900 млн против 745 млн годом ранее. Казалось бы, прекрасные результаты. Однако, помимо позитивной статистики, отчет также показал рост выручки в размере 14%, при том, что в 2021 году выручка выросла на 27%. Снизилась не сама прибыль, а темпы ее роста.
Другой тревожный момент заключается в снижении количества загрузок в App Store на 9% в августе 2023 года по сравнению с январем 2018 года.
Одна из возможных причин — внедрение фреймворка AppTrackingTransparency (ATT), обязательное требование для iOS-разработчиков начиная с версий iOS 14.5, iPadOS 14.5 и tvOS 14.5. Фреймворк нужен для того, чтобы пользователь смог дать прямое согласие на доступ к IDFA (идентификатора для рекламодателей) своего устройства. Но повышение «прозрачности» приложений — не единственная причина снижения популярности App Store. Другой проблемой эксперты называют перенасыщение рынка в сферах развлечений, СМИ и мобильных игр.
Похоже, пользователи устали от магазинов приложений в таком виде, в котором они существуют сейчас. Рынок перенасыщен — новые инструменты появляются каждый день, развлечений и игр становится так много, что из них сложно выбрать что-то одно.
App Store повлиял на то, как человечество потребляет контент, и сформировал то, как работают современные смартфоны. Глядя на тенденции, оставалось ждать появления нового игрока на рынке, который бы изменил цифровую реальность так, как это сделала в свое время компания Apple. И этот игрок появился — им стал GPT Store от OpenAI.
Новый игрок на цифровом рынке
Вместе с изменившим мир чат-ботом ChatGPT, с помощью которого выяснилось, что ИИ способен общаться с человеком (а удобный интерфейс дал возможность убедиться в этом на практике), появился и GPT API — он позволил подключить чат-бот к любому приложению. Для предпринимателей, разработчиков, стартапов это стало прорывом — начали появляться инструменты поддержки, умные CRM, платформы для анализа данных, конструкторы приложений.
Следующим прорывом стал запуск компанией OpenAI GPTs в конце прошлого года. Так называются мини-версии нейросети, которые можно натренировать в любой области, например, сделав себе личного ассистента, а своей компании — консультанта по ассортименту. GPTs учатся на тех данных, которые им предоставили.
Принцип работы GPTs проще всего объяснить на примере. Одна из довольно популярных кастомных нейросетей — Tech Support Advisor, нейросеть техподдержки. Ей можно задать любой вопрос. Например: «Как узнать серийный номер умных часов Apple Watch?» Tech Support Advisor натренирован на гигабайтах информации, связанной с любыми техническими вопросами, от настройки принтера до установки популярного ПО. Почему это полезно? Потому что любой заданный Google вопрос превращается в бесконечную фильтрацию копирайтерских статей, ответов Mail.ru и разных форумов. Нейросеть упрощает процесс. Никакой рекламы, никакого лишнего взаимодействия, только факты.
Натренировать можно любую нейросеть. Этот процесс называется файн-тюнинг, буквально «тонкая настройка». Скажем, если у вас туристическая компания, вы можете сделать ИИ-ассистента, который поможет вашим клиентам подобрать отель. Или расскажет, как лучше одеваться в определенном месте в конкретное время года, опираясь на среднюю температуру.
Запуск GPTs был продуманным ходом. Не хватало только места, где такие «камерные» нейросети точно заметили бы и где любой энтузиаст мог предложить свои разработки таким же энтузиастам. Поэтому, предвосхищая появление «чужих» магазинов, OpenAI в январе объявил о запуске маркетплейса под названием GPT Store.
Магазин нейросетей
GPT Store позиционируется как магазин приложений, где разработчики смогут размещать кастомные версии нейросети, обученные под конкретные задачи. База для запуска нового продукта внушительная: в ноябре 2023 года число активных пользователей ChatGPT достигло 100 млн человек в неделю.
Интерес к магазину был очевиден: GPTs появились в ноябре, магазин открылся в январе, и за этот срок пользователи создали 3 млн приложений на основе нейросети. И это при том, что возможность использования GPTs доступна только подписчикам платных тарифов ChatGPT Plus, Team и Enterprise от OpenAI.
Нечестно сравнивать GPT Store c App Store в начале его пути. В 2008 году приложения были редки, а их распространение, выражаясь языком Фила Рю, примитивно. Сейчас мобильной разработкой никого не удивить. Но цифра в 3 млн все равно впечатляет.
GPT Store мгновенно отыскал свою нишу. GPTs способны не только генерировать тексты и картинки. На основе нейросети можно делать игры, создавать логотипы, обучать, помогать программировать. Она решает математические задачи и даже способна посоветовать книгу, опираясь на личные вкусы пользователя.
Причина популярности — не только в буме нейросетей, который сейчас переживает цифровой мир. Это еще и отсутствие границ в плане распространения приложений. Когда iOS или Android-разработчик создает приложение, он рассчитывает преимущественно на пользователей, которые говорят на определенном языке: вряд ли англоговорящий будет пользоваться приложением на русском, насколько бы хорошим оно ни было. GPTs — другой разговор. Тот же англоговорящий может воспользоваться российской разработкой, просто сказав ей в самом начале: «Answer my prompts in English». Этого достаточно. GPTs понимают разные языки. Они абсолютно универсальны.
Будучи маркетплейсом, GPT Store работает по тем же правилам, что и другие маркетплейсы. Если продукт качественный, интересный, полезный, то им будут пользоваться и он окажется в трендах, где его заметят посетители ChatGPT. Магазин нейросетей открывает возможности для продвижения других продуктов — как упомянутое выше вымышленное турагентство, которое может создать кастомный GPTs и рассказать таким образом о своей компании.
GPTs открыли новые возможности для тестирования идей, создания MVP, запуска стартапов, расширения бизнеса, а GPT Store сделал эту технологию дружественной к пользователям. Новые идеи по использованию нейросетей появляются каждый день, будь то планирование поездок или обучение школьников математике, и возможность быстрого их воплощения, очевидно, стояла у компании на повестке дня.
App Store никуда не уйдет, как и другие магазины приложений — Google Play, российский NashStore и китайский AppGallery. Но в лице GPT Store мир получил новаторскую платформу примерно такого же уровня, каким был в свое время App Store. Магазин нейросетей тоже никуда не денется — и, вполне вероятно, уже в ближайшие пару лет изменит нейросети и цифровые маркетплейсы, превратив их в естественную часть пользовательского опыта.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора