От нормализации до шторма: почему стал возможен конфликт Зеленского и Залужного
На Украине с новой силой разгорелось внутреннее противостояние между президентом Владимиром Зеленским и главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным. Анонсированная западными и украинскими СМИ отставка главкома пока что не состоялась, однако 5 февраля Зеленский подтвердил, что размышляет о замене руководства армии, включая и Залужного.
Вероятно, президент принял для себя решение снять главнокомандующего прежде всего по внутриполитическим, а не военным соображениям, но пока что сделать это без ощутимых последствий не может. Подобная ситуация и сама активная дискуссия на Украине по поводу возможной отставки главкома демонстрирует, что политическая жизнь оживляется. Несмотря на принятое в конце 2023 года консолидированное решение всех парламентских партий не проводить президентские выборы до отмены военного положения, на Украине остаются сдержки и противовесы, с которыми президенту приходится считаться.
С одной стороны, это повышает шансы Украины сохранить демократический режим, несмотря на закономерную в условиях военного положения концентрацию власти в руках президента. Демократия необходима, чтобы повысить шансы на членство страны в ЕС и проведение обязательных для этого структурных реформ.
С другой стороны, ситуация, когда гражданский лидер не может снять командующего армией из-за опасений породить внутриполитический кризис, сама по себе является угрозой для демократии. Не подающийся так публично, но де-факто все же шантаж гражданских сил со стороны части армейского корпуса угрожает создать ситуацию двоевластия. С подобным кризисом неустойчивой демократии было бы трудно справиться и в мирное время. Но с учетом постоянного давления Москвы подобное оживление политической жизни Украины может превратиться в серьезный политический шторм.
Два лагеря
Напряженность между президентом Зеленским и главкомом Залужным начала формироваться не вчера. Впервые потенциальный конфликт стал заметен в публичном поле после выхода интервью Залужного в The Economist осенью 2023 года. В них главком объяснял причины неуспешного контрнаступления Украины и, очевидно стремясь снизить ожидания украинского общества и западных союзников на следующий год, утверждал, что война зашла в тупик.
Эта позиция серьезно отличалась от того, что публично транслировала президентская администрация. Признавая отсутствие значимых результатов контрнаступления, Зеленский и его окружение не готовы соглашаться с определением сложившегося положения как тупика. Сам факт появления не согласованных с официальной позицией высказываний командующего армией в западной прессе, вероятно, означает, что у того не осталось других рычагов влияния на президента.
Похоже, что часть армейской верхушки, близкой к Залужному, предлагает перейти в режим глухой обороны, что позволит снизить зависимость от поставок западной техники. Этот сценарий в сложившихся обстоятельствах выглядит наиболее рациональным для армии, но он вряд ли приемлем для Зеленского и его команды, так как грозит новыми волнами мобилизации и соответствующими социальными последствиями, сохранением неопределенности для экономики, а значит, и отсутствием инвестиций. Наконец, затягивание конфликта означает, что Киеву и дальше придется уговаривать союзников продолжать финансовую помощь.
В такой ситуации окружению президента нужен новый источник легитимности. Таким источником (и одновременно проверкой того, по какому именно сценарию готово пойти большинство общества) могли бы стать президентские выборы. Однако в ситуации военного конфликта и с учетом остающихся вне страны миллионов беженцев провести их с достаточной долей доверия к результатам было бы крайне сложно. Во многом поэтому и отложили выборы президента Украины, которые должны были состояться в марте 2024 года. Это позволит Зеленскому сохранить свой пост и все полагающиеся полномочия, хотя в мае и закончится положенный ему по Конституции пятилетний президентский срок.
Сама идея не проводить никаких электоральных процедур в условиях военного положения — абсолютно нормальная практика для демократических режимов. Но в то же время именно это решение привело к тому, что важный политический вопрос — по факту о сценарии следующих трех-пяти лет жизни Украины — протекает не в форме традиционного политического процесса, а в виде подковерной борьбы между гражданским руководством и частью армейской верхушки.
Эффект домино
Патовая ситуация постепенно проявляется и в других сферах, в которые вовлечены гражданское и военное руководство.
К примеру, показателен пример поправок в мобилизационное законодательство Украины. Их внесли в Верховную раду в конце 2023 года, но резкое ужесточение правил призыва, например повышение пределов годности к воинской службе и намерение призывать уехавших за границу, было раскритиковано оппозиционными фракциями и правозащитниками. В итоге ответственность за законопроект, как и за намерение призвать еще полмиллиона человек, не взяли ни в президентской администрации, ни в украинском Генштабе.
Законопроект отозвали, но менее чем через месяц внесли снова, с сохранением планов призвать 400 000-500 000 человек, смягчив при этом ряд положений по тому, на кого призыв будет распространяться. Задержка новой волны мобилизации в пару месяцев вряд ли создаст проблемы для ВСУ, но судьба этого законопроекта демонстрирует рассогласованность действий между армией, Минобороны и президентом.
Полярные оценки происходящего со стороны Зеленского и Залужного и ранее вызывали административные проволочки. Например, еще в 2022 году Генштаб Украины пытался запретить военнообязанным менять место жительства без одобрения местных военкомов. Залужный выступил в поддержку этой меры, но Зеленский резко ее раскритиковал и запретил военным принимать такие решения без его санкции. Это осложнило процесс более тщательного выстраивания воинского учета в условиях массового переезда населения сначала в более безопасные западные регионы Украины, а затем частичного возвращения назад. Также, вероятно, это упростило выезд из страны уклонистов.
Кроме того, под давлением раскрытых весной — летом 2023 года коррупционных скандалов на местах Зеленский в один день снял с должностей руководителей всех региональных военкоматов. Залужный, не оспаривая очевидных проблем с коррупцией, раскритиковал одномоментное увольнение сразу всех военкомов, поскольку это могло сорвать мобилизационный процесс.
Наконец, противоречия президента и главкома затрудняют планирование действий ВСУ. Как раз ссылаясь на отсутствие представленной Генштабом стратегии, Зеленский сначала отказывался поддерживать новую волну мобилизации. Залужный отчасти реагирует на эту критику в своей свежей колонке для CNN, предлагая сосредоточиться на производстве беспилотников, которые должны помочь Украине в «полной перестройке боевых действий» и в конечном итоге добиться технологического преимущества над российской армией. Если в прошлогоднем интервью The Economist главком задавался вопросом, где взять «новый порох», то сейчас он сам отвечает на свой вопрос, предлагая создать «новую систему технологического перевооружения» за пять месяцев.
Проблема, однако, в том, что этот план опять же изложен как публичный аргумент, появившийся после слухов об отставке Залужного и направленный прежде всего на западных союзников Украины, которые могли бы встать на его сторону в споре с президентом.
Политическая разморозка
Традиционные для политической культуры Украины публичные конфликты между разными элитными группами после февраля 2022 года на какое-то время сошли на нет. Под влиянием эффекта консолидации (rally round the flag) рейтинг президента вырос с 27% в 2021 году до 84% в 2022-м. Однако в 2023 году эффект консолидации стал спадать, и показатели доверия Зеленскому снизились до 62%. Это все еще очень много и ощутимо больше всех ближайших политических соперников президента.
Тем не менее постепенная эрозия общественной консолидации открыла возможность и для более активной критики решений Зеленского. Если до начала 2023 года политическая жизнь Украины была скорее поставлена на паузу и все политические игроки предпочитали действовать в одной линии с президентом, то к середине года ситуация изменилась.
Например, все чаще слышна критика от одного из оппозиционных партии Зеленского политиков, мэра Киева Виталия Кличко. Тот обвиняет президента в росте авторитаризма и давлении на «единственный оставшийся в стране независимый институт — местное самоуправление». Обвинение базируется на проведенной Зеленским в начале 2023 года зачистке части губернаторского корпуса и мэров крупных городов в рамках антикоррупционной кампании.
И хотя сомнений в нечистоплотности большинства отстраненных у украинских судов нет, в том, кто и как именно был снят Зеленским с должности, можно увидеть и политическую логику: еще до «спецоперации»* партия президента «Слуга народа» не смогла выиграть местные выборы и потеснить локальные городские элиты.
Еще один активный критик президента, который попробовал вмешаться и в их конфликт с Залужным, — Петр Порошенко. Бывший президент Украины пытается аккумулировать вокруг себя более решительно настроенный электорат, выступающий, как правило, за более масштабную мобилизацию и возвращение страны к границам 1991 года.
Еще до февраля 2022 года Петр Порошенко столкнулся с уголовным преследованием по 13 различным эпизодам, большинство из которых было связано с его политической деятельностью на посту президента, но при этом оставался на свободе. В апреле 2022 года принадлежащие ему телеканалы отключили от цифрового эфира. В конце 2023-го ему не дали выехать c Украины, что привело к немалому политическому скандалу.
Наконец, о своих президентских амбициях в ноябре прошлого года открыто заявил бывший советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович. Сыгравший важную роль в консолидации населения после февраля 2022-го «главный успокоитель» перешел в резкую оппозицию, постоянно критикуя Зеленского, прежде всего за неготовность к новому варианту минских соглашений.
Однако вся эта политическая разморозка является скорее признаком нормализации политического процесса на Украине и не порождает каких-либо рисков неустойчивости государства. Кроме того, никто из упомянутых выше игроков, по крайней мере пока что, не угрожает и перспективам самого Зеленского. Этого, однако, нельзя сказать о Залужном и показателях его личного рейтинга.
Генерал против президента
Согласно социологическим данным, на конец декабря 2023 года 59% украинцев одновременно доверяли и президенту, и главкому ВСУ. Однако при этом только 1% доверяющих Зеленскому не доверяют Залужному, в то время как противоположный показатель (доверяющих Залужному, но не доверяющих Зеленскому) существенно выше — 14%.
Такие результаты говорят о том, что оценка деятельности армии и президента сильно скоррелированы между собой, но более устойчивым доверием обладает именно ВСУ, а не администрация.
Отталкиваясь от этих результатов, в конце прошлого года одно из социологических агентств Украины прямо спросило граждан, за кого те готовы проголосовать на выборах. Действующий президент лишь на 2% опередил главкома ВСУ, хотя тот никогда не говорил о намерении начать политическую карьеру. А условная «партия Залужного» в том же опросе даже опередила на несколько процентов президентскую партию «Слуга народа».
Такой уровень поддержки населением командования ВСУ в целом и лично Залужного создает для Зеленского, решившего отправить главкома в отставку, опасную ситуацию.
С одной стороны, если президент не проявит политическую волю и не сможет подписать указ об отставке, это покажет еще большую его слабость. Верховный главнокомандующий и избранный гражданский лидер страны после реакции в СМИ опасается снимать с должности подчиненного, часто не соглашающегося с его оценкой ситуации. Процесс эрозии контроля гражданских сил над военными продолжится, что, в том числе по оценкам украинских аналитиков, может закончиться двоевластием.
С другой стороны, отправляя в отставку Залужного и при этом не найдя ему место в текущей властной вертикали, на которое тот бы согласился, Зеленский подталкивает главкома начать публичную политическую карьеру.
Назначение на место главкома более лояльного президенту генерала, одновременно с необходимостью подготовки страны к новой волне мобилизации, гарантирует президенту дальнейшее снижение рейтинга из-за непопулярных решений. Одновременно Залужный, уйдя в оппозицию, сможет критиковать решения администрации. Поскольку он уже обладает существенным доверием общества, с любой подобной критикой придется считаться, что будет увеличивать политический вес Залужного.
Таким образом, к тому моменту, как на Украине станут возможны новые президентские или парламентские выборы, Владимир Зеленский или его партия рискуют столкнуться на них с соперниками более серьезными, чем Виталий Кличко и Петр Порошенко.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора