К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эра нейросетей: как большие языковые модели меняют продукты

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Этот год стал, очевидно, годом искусственного интеллекта. Во многих отраслях от стадии разработки технологий искусственного интеллекта переходят к их практическому применению. Но нейросети — это не только инструменты для генерации текста, создания изображений и написания курсовых работ. О том, как GPT-4 и его аналоги преображают продукты, рассказывает СЕО университета «Зерокодер» Кирилл Пшинник

Поисковая система Google была запущена 24 года назад. До нее были и другие поисковики, но именно создатели Google решили использовать для ранжирования информации в поисковой выдаче алгоритм PageRank. Он сортирует страницы по релевантности от наиболее к наименее ценной. Заметив успех конкурента, такой же алгоритм начали использовать и другие системы. 

PageRank положил начало SEO-продвижению — теперь всем хочется, чтобы роботы посчитали именно их сайт самым релевантным, полезным и удобным. Потому что это будет означать, что страница окажется в топе выдачи естественным образом. 

Google повлиял не только на поисковые алгоритмы, но и на мышление. Когда нам нужно найти что-то в интернете, мы идем гуглить, а еще используем поисковик как отдельное хранилище, которому отдаем информацию на аутсорсинг. В чем смысл запоминать, если можно погуглить? У такого мышления даже есть официальное название — цифровая амнезия или «эффект Google».  

 

Многие нынешние специалисты не знают, какой была жизнь до Google. Как следующее поколение молодых специалистов не будет знать, какой была жизнь до больших языковых моделей.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Что такое большая языковая модель

Большая языковая модель (или LLM, large language model) — это нейросеть с множеством параметров, которая тренируется на гигабайтах текста по принципу «обучения без учителя». Такой подход позволяет нейросети учиться без стимула со стороны экспериментатора. При обучении без учителя нейросеть ищет внутренние закономерности самостоятельно, тогда как при обучении с учителем она ищет взаимосвязь между ответом и стимулом со стороны учителя.

 

По принципу LLM устроены практически все популярные генеративные нейросети, от GPT-4 до YandexGPT. Как в случае с Google и PageRank, LLM как модель просто показала себя наиболее эффективной и перспективной. 

30 ноября 2022 года был запущен чат-бот ChatGPT на основе GPT-3.5. С момента запуска прошло чуть больше года. Это и близко не 24 года, как в случае с поисковиком Google, но эффект от внедрения нейросетей в цифровые продукты уже начинает ощущаться.

Для понимания масштабов — несколько примеров.

 

Как диджитал-платформы используют LLM

1. Клиентский сервис

ChatGPT стал популярен, потому что оказался способен вести осмысленный и человекоподобный диалог. Отсюда — широкие возможности по созданию персонализированных ассистентов. Где раньше использовались скрипты или операторы, теперь применяется нейросеть. Она дешевле, быстрее обучается и может работать круглосуточно. 

Эти способности ChatGPT нашли применение у европейской компании Zalando, которая специализируется на продаже модной одежды и обуви. Покупатели используют чат-бот так же, как в офлайн-магазинах используют услугу консультации по подбору наряда. 

Например, они открывают диалоговое окно с ботом и пишут: «Что мне надеть на свадьбу в Санторини в июле?» Получив запрос, нейросеть за несколько секунд найдет среднемесячную температуру в Санторини в июле, проведет автоматическую фильтрацию по категориям одежды и предложит ряд подходящих моделей. Если покупатель уточнит дресс-код, рекомендации станут еще точнее. 

Причем опасения, что общение с машиной может вызвать у клиента отторжение, по большей части беспочвенны. Исследования показали, что люди в целом не против помощи со стороны нейросети.

 

2. Персонализация опыта 

Современные реалии предъявляют к диджитал-продуктам определенные требования. Они должны предлагать клиентам персонализированный опыт — давать возможность ощутить себя особенным и получить поддержку. В этом может помочь запущенный компанией OpenAI инструмент GPTs. 

GPTs — это мини-чат-боты, натренированные решать одну конкретную задачу: во всем как ChatGPT, только более специализированный. Обучить бота может любой желающий. С GPTs можно, например, сделать ассистента психолога — бот будет объяснять клиентам, как выйти из кризисных ситуаций, рекомендовать литературу и рассказывать, как расслабляться. 

С момента релиза прошло довольно мало времени, так что кейсов с интеграцией GPTs в бизнес пока нет. Но есть доходчивый пример его работы. Разработчик Роберт Лукошко показал в социальной сети X (бывшая соцсеть Twitter, заблокирована в России), как использует натренированный им самим чат-бот на основе GPT-4V для занятий йогой. Нейросеть считывает его движения, после чего исправляет неправильную позу. Это подойдет для любого фитнес-центра. Обученная на данных тренеров нейросеть сможет исправлять ошибки клиентов онлайн.

 

3. Обучение  

Никакой робот не заменит настоящего тьютора, но сервис Duolingo на своем примере показал, что при желании языком можно овладеть без помощи со стороны. Теперь платформа пошла дальше и анонсировала Duolingo Max с нейросетью на основе GPT-4. С обновлением у Duolingo появилось сразу два сервиса: Explain My Answer (буквально — «Объясни мой ответ») и Roleplay (ролевая игра). В первом случае виртуальный ассистент подробно объясняет, какую ошибку допустил пользователь, а во втором — вовлекается в диалог, похожий на разговор с носителем языка. С ним можно поговорить о запланированной поездке, заказать кофе в Париже, посетить магазин мебели или пригласить друга на прогулку. 

Любой учивший язык человек понимает, насколько важно применение навыков в реальном общении. И пока возможности связать каждого пользователя с носителем языка нет, нейросеть берет на себя эту задачу.

4. Интеграция с XR-технологиями

 

XR — общее название технологий виртуальной и дополненной реальности. Это и VR-очки, и Zoom-конференции с эффектом присутствия, и мобильные игры вроде нашумевших Pokémon GO и Hogwarts Mystery. Это приложения, которые помогают людям.

Платформа Be My Eyes — инструмент для помощи слабовидящим и незрячим людям. Работает он следующим образом: пользователь заходит в чат со зрячим волонтером и по видеосвязи просит его о помощи. Например, назвать цену продукта на полке или подсказать, на какую кнопку телепульта нажать. 

Теперь Be My Eyes получила дополнение — нейросеть Be My AI на основе GPT-4V, способную определять предметы и давать подсказки. Достаточно сделать фото и отправить его в чат — искусственный интеллект подробно распишет, что изображено на картинке.

5. Комплексная поддержка пользователей 

 

Собственного виртуального нейроассистента запустила платформа «Битрикс24». CoPilot предназначен для упрощения ежедневных задач. Он делает вполне типовые вещи, доступные для самого обычного ChatGPT: составляет краткие описания, списки, описывает вакансии, пишет письма, рисует картинки, расшифровывает голосовые сообщения. Причем подключить к системе можно любую LLM — например, YandexGPT или GigaСhat. 

Это пока не выглядит чем-то выдающимся вроде Be My AI или ассистирования в выполнении упражнений для йоги, но «Битрикс24» — очень популярная платформа, и в ней уже есть нейросеть. И она уже используется.

Чего ждать от нейросетей в будущем

Нейросети уже написали диплом в соавторстве с человеком, чем — вероятно — косвенно повлияли на систему образования в России и помогают сохранить исландский язык в коллаборации с правительством Исландии. Сложно сказать, что будет дальше. Можно только смотреть на факты. А факты — вот: компании внедряют в свои продукты нейросети, которые улучшают клиентский сервис, персонализируют опыт, помогают учиться, работать и просто жить с комфортом. Остается только подстраиваться под меняющийся мир и учиться, чтобы не оказаться застигнутым врасплох. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+