Саммит на дне: почему у США и Китая нет позитивной программы развития отношений
И Байден, и Си Цзиньпин обращались на переговорах 16 ноября одновременно к трем аудиториям: друг к другу, как к важнейшим международным игрокам, к остальному миру, внимательно следящему за взаимоотношениями двух сверхдержав, и к своим собственным элитам. Важнейшей задачей каждого из лидеров было не выглядеть слабым, но в то же время найти компромиссы, позволяющие двум странам сосуществовать.
Рукопожатия с «диктатором»
Внутренняя аудитория была особенно важна для Байдена: последние опросы общественного мнения показали, что Дональд Трамп обходит его по поддержке избирателей. В вопросах внешней политики избиратели также отдают предпочтение Трампу, занимающему жесткую позицию по отношению к Китаю. Мнение тех американцев, которые либо обескуражены оттоком рабочих мест и капитала в Китай, либо обеспокоены нарушениями Пекином прав человека и национальных меньшинств, либо боятся появления глобального конкурента и нарастания угрозы конфликта, артикулировано сейчас лучше, чем взгляды сторонников более мягкой политики. В результате этого антикитайские настроения широко представлены и в Сенате, и в Палате представителей Конгресса США, а они играют важную и часто недооцениваемую за рубежом роль во внешней политике. Несмотря на отсутствие согласия между демократами и республиканцами практически по всем вопросам, жесткая позиция по отношению к Пекину покоится на двухпартийной платформе.
Вероятно, поэтому официальное сообщение Белого дома о переговорах выдержано в довольно жестком тоне и содержит длинный перечень заявлений американского президента, которые должны понравиться сторонникам жесткой линии в отношении Китая. Не обошлось без выражения обеспокоенности относительно нарушений прав человека со стороны КНР, включая события в Синьцзяне, Тибете и Гонконге. Байден призвал Пекин к сдержанности в проявлениях военной активности в районе Тайваньского пролива. Прозвучали традиционные опасения по поводу нечестной торговой политики, не соответствующей рыночным нормам, и карательных мер КНР в отношении американских компаний. Назвав Си «диктатором» немедленно после встречи с улыбками и рукопожатиями, Байден еще раз подыграл антикитайским настроениям в США, показывая, какая из трех аудиторий для него важнейшая. А заодно напомнил о более общей теме своего президентства: глобальная арена представляет собой борьбу между демократиями и автократиями со ставками, которые нельзя недооценивать.
Конечно, в американской элите есть и влиятельная группа, выступающая за расширение сотрудничества и улучшение отношений с Пекином, — это та часть бизнеса, у которой по-прежнему есть в Китае серьезные интересы. На приеме после встречи с Байденом Си Цзиньпин обратился к заплатившим $2000 за ужин бизнесменам и подчеркнул необходимость привлечения делового сообщества США к усилиям по оживлению замедляющейся экономики страны.
Кто пишет правила
Саммит в Сан-Франциско помог расставить акценты в политике США в отношении Китая в краткосрочном плане, но в любом случае он не мог изменить долговременные тенденции в развитии двусторонних отношений. Политические лидеры не могут в одночасье отменить то, что заложено на многие годы вперед стратегиями национальной безопасности и работой аналитических центров, военным планированием и бюджетом, стимулами и ограничениями для частного бизнеса. Ландшафт американской политики в отношении Китая сформирован тремя основными линиями: курсом на сохранение лидерства в области высоких технологий и инноваций, который включает в себя жесткие меры по экспортному контролю; строительством вооруженных сил, способных противостоять Китаю на конкретных театрах военных действий; формированием сети союзов и коалиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), направленных на военное сдерживание Китая. Трехсторонний альянс AUKUS (США, Великобритания, Австралия), «четверка демократических стран» QUAD (США, Австралия, Индия и Япония), многостороннее Индо-Тихоокеанское партнерство — все эти относительно недавние инициативы США воспринимаются в Китае как инструменты его «подавления».
Одна из немногих конкретных договоренностей, достигнутых в Сан-Франциско, — это возобновление прямых контактов по военной линии. Китай прекратил все военные связи с США в 2022 году после того, как тогдашний спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси посетила Тайвань. По словам Байдена, возобновление таких контактов поможет в предотвращении инцидентов на море и в воздухе из-за просчетов и непонимания намерений друг друга. Это символично: речь идет не о сокращении военной деятельности в опасной близости, не о мерах доверия, а о предотвращении худшего. Американо-китайские отношения находятся в самой нижней точке за последние полвека, лидеры двух стран предпринимают усилия, чтобы остановить их дальнейшее ухудшение, а позитивной программы как не было, так и нет.
Стратегически администрация Байдена стремится удержать Китай в глобальной системе, регулирующей международное поведение, и подтолкнуть Пекин к выводу, что лучший путь к реализации его национальных амбиций — это действовать в рамках существующих правил и норм, сформированных США и их союзниками. В принципе, как считают в Вашингтоне, это не противоречит интересам Китая. Однако в Пекине крайне болезненно относятся к попыткам извне объяснить Китаю, в чем состоят его интересы, и отлично видят осуществление долговременных военных программ и дипломатических усилий, направленных на сдерживание Китая.
Саммит в Сан-Франциско принес скромные результаты, но лидеры двух стран подчеркнули значимость усилий, направленных на предотвращение открытого конфликта. По нынешним временам это не так уж мало.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора