Япония — единственная в мире страна, пережившая удары ядерным оружием. В ходе последующей американской оккупации в Японии была принята конституция, девятая статья которой провозгласила, что японский народ навеки отказывается от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
В 1967 году премьер-министр Эйсаку Сато выдвинул «три неядерных принципа», согласно которым Япония отказывалась от владения и производства ядерного оружия, а также его размещения на своей территории. Поэтому вопрос об обладании Японией ядерным оружием традиционно считался в общественно-политических кругах страны табуированным, и в тех редких случаях, когда японские политики все же высказывались на эту тему, они всегда подтверждали приверженность «неядерным принципам».
Обсуждение табу
Однако в последние годы дискуссия возобновилась. Главным сторонником изменения подходов к ядерному оружию был бывший премьер-министр Синдзо Абэ. В ходе своего второго премьерства, начавшегося в 2012 году, он и ряд членов его кабинета заявляли, что Япония может задуматься о создании ядерного потенциала в зависимости от международной обстановки. Несмотря на уход в отставку в сентябре 2020 года Абэ оставался лидером крупнейшей фракции в правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) и продолжал оказывать значительное влияние на японскую политику вплоть до своей гибели в июле 2022 года.
После начала российской «спецоперации»* Абэ не раз утверждал, что Япония должна больше думать о собственной безопасности, особенно на фоне все более напористой внешней политики Китая и роста ракетно-ядерного арсенала КНДР. Он поднял вопрос о возможном размещении американских ядерных боеголовок на территории страны. В качестве примера Абэ указал на действующие в НАТО соглашения о совместных ядерных миссиях, которые предполагают участие неядерных стран альянса в дискуссиях об использовании ядерного оружия и его размещении на территории таких стран.
Из трех ядерных держав НАТО (США, Великобритания и Франция) лишь США предоставляют другим странам ядерное оружие в рамках подобных соглашений. Для Японии такое соглашение означало бы прямое нарушение «неядерных принципов», которые, хотя и не имеют законной силы, являются краеугольным камнем политики страны.
Обсуждение гипотетического соглашения между Японией и США о совместных ядерных миссиях продолжаются в правящей партии. Так, генеральный секретарь партии Тосимицу Мотэги заметил, что такой документ означал бы не физическое обладание Японией ядерным арсеналом, а лишь совместное принятие решений и политическую ответственность относительно использования американского ядерного оружия.
Подобную дискуссию невозможно было представить всего 10–15 лет назад. Она показывает, насколько негативно в Японии оценивают ситуацию в сфере региональной безопасности. Японские чиновники называют ее худшей со времен американской оккупации после Второй мировой войны.
Ядерные соседи
Китайский военный потенциал превосходил японский еще 10 лет назад, и с тех пор это превосходство стало лишь более очевидным. В августе 2022 года Китай в ходе военных учений запустил баллистическую ракету, которая упала в японской эксклюзивной экономической зоне, существование которой, к слову, Пекин не признает. Правительство Си Цзиньпина фактически отказалось от концепции минимального ядерного сдерживания, что, как ожидается, уже через несколько лет приведет к резкому увеличению числа располагаемых Китаем ядерных боеголовок. Кроме того, за последние годы КНДР серьезно продвинулась в разработке ядерного оружия и баллистических ракет, что в глазах японской политической элиты повышает риск конфликта между Пхеньяном и Токио. Наконец, действия России на Украине, прекращение российско-японских переговоров о мирном договоре и попытки стратегического сближения Москвы с Пекином привели к тому, что Япония теперь воспринимает Россию как третий фронт потенциального военного противостояния вдобавок к Китаю и Северной Корее. Например, выступая в Сингапуре в июне 2022 года, нынешний премьер-министр Фумио Кисида предостерег, что «Украина сегодня может стать Восточной Азией завтра».
Обсуждение возможности размещения американского ядерного оружия, каким бы гипотетическим оно пока не являлось, — одно из звеньев в цепочке изменений, свидетельствующих о быстрой эволюции японской политики в области безопасности и снятии общественно-политических ограничений на обсуждение определенных тем.
Еще в 2021 году заместитель премьер-министра Таро Асо неожиданно заявил, что Япония может оказать военную помощь Тайваню в случае нападения со стороны Китая. Традиционно политике Японии в отношении Тайваня была присуща неоднозначность, связанная с внутриполитическими факторами, а именно противостоянием между прокитайскими и протайваньскими политиками внутри правящей либерально-демократической партии (ЛДП). Однако в последнее время японское правительство находится под давлением со стороны «ястребов» из консервативного крыла партии, выступающих за более жесткие позиции по ряду военно-политических вопросов, включая Тайвань. В 2022 году ряд японских чиновников, включая экс-министра обороны Сигэру Исиба, нанесли визит в Тайбэй, в ходе которого заявили о желании подписать с Тайванем оборонительное соглашение, а чуть раньше Япония впервые направила на Тайвань постоянного военного атташе.
Премьер из Хиросимы
В 2022 году Япония обнародовала новую стратегию национальной безопасности, предполагающую амбициозные шаги в оборонной сфере. Особого внимания заслуживает создание Японией так называемого контрударного потенциала — возможности наносить как превентивные, так и ответные удары по местам запуска вражеских ракет. Например, уже сейчас ракеты класса «земля-корабль» Type 12, находящиеся в распоряжении Токио, могут достигать прибрежных районов Китая и КНДР.
Наконец, историческим можно назвать и планы японского правительства по увеличению оборонного бюджета. Хотя постепенное повышение расходов на оборону началось еще в 2012 году, они тем не менее составляли менее 1% ВВП. Однако в 2022 году было принято решение по постепенному увеличению оборонного бюджета до 2% ВВП в течение пяти лет.
При этом для премьер-министра Кисиды тема ядерного оружия не только политическая, но и личная — он родился в Хиросиме, и несколько членов его семьи погибли во время бомбардировки города. На посту министра иностранных дел в правительстве Абэ Кисида сыграл важную роль в организации визита Барака Обамы в Хиросиму в мае 2016 года — это был первый случай, когда действующий президент США посетил город. В течение своей политической карьеры Кисида выступал за ядерное разоружение и нераспространение, а уже в качестве премьер-министра подверг критике идею Абэ о размещении в Японии американских ядерных боеголовок. В августе 2022 года Кисида выступил на конференции ООН по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия и представил там «хиросимский план действия», направленный на сокращение запасов атомного оружия в мире.
И хотя Кисида подвергается критике со стороны японских неправительственных организаций и выживших жертв ядерных бомбардировок за неприсоединение к Договору о запрещении ядерного оружия, премьер-министр по-прежнему исключает возможность размещения американских боеголовок в Японии, а совместное заявление, выпущенное по итогам прошедшего в мае 2023 года в Хиросиме саммита «G7», подчеркивает отказ Токио от создания собственного ядерного потенциала.
Недвусмысленно настроена и японская общественность — 82% граждан высказываются против обладания Японией ядерным оружием, а 69% — против его размещения на территории страны. Это резко контрастирует, например, с южнокорейской публикой, 71% которой теперь выступают за то, чтобы их страна обладала ядерным потенциалом, а 56% поддерживают возвращение американских ядерных боеголовок, которые были вывезены с Корейского полуострова в начале 1990-х годов.
На сегодняшний день любые дискуссии в политических кругах о пересмотре ядерной политики страны остаются гипотетическими. На то, что в ближайшем будущем Токио не станет размещать на территории страны американские боеголовки и тем более запускать собственную ядерную программу, позволяют надеяться и взгляды премьер-министра Кисиды и общественное мнение. Однако если японское правительство будет оценивать региональные условия безопасности как все более неблагоприятные, то связанное с обсуждением ядерного оружия табу будет размываться и далее.
Кроме того, стоит отметить, что для японской политической системы характерна частая смена премьер-министров — после 2000 года лишь трое японских лидеров провели на этом посту более года. Одним из них является и Кисида, занявший пост премьера в октябре 2021-го. Тем не менее, если он и дальше продолжит подвергаться давлению со стороны консервативного крыла партии, а общественная поддержка его правительства, составлявшая в сентябре 2023 года лишь 25%, опустится еще ниже, не исключено, что он столкнется с кризисом доверия и будет вынужден уйти в отставку. И если Кисида, возглавляющий в ЛДП умеренную фракцию, имеет в дипломатических вопросах репутацию «голубя», то следующий японский премьер-министр с высокой долей вероятности будет куда более консервативной фигурой и не станет занимать столь четких антиядерных позиций.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора