Сочувствующие и бессильные: что могли сделать российские миротворцы в Карабахе
Уже очевидно, что армянское общество вряд ли будет вспоминать российскую миротворческую миссию в Карабахе добрым словом. Скорее в будущем армянском учебнике истории напишут о разочаровании, о том, что в критически важный для Армении и Карабаха момент все союзники, как Россия, так и США с Евросоюзом, просто отказались что-либо предпринимать, ограничившись сочувствующими заявлениями. В качестве иллюстрации к параграфу может быть использована фотография шеврона, который был популярен в Степанакерте: «Будь спокоен и жди русских». Разумеется, с намеком, что ожидания были обмануты. Но вдумчивый анализ событий 2020-2023 годов указывает, что все как минимум не так просто.
Неопределенный мандат
Уже через месяц после подписания 9 ноября 2020 года трехстороннего заявления, прекратившего Вторую Карабахскую войну, произошла стычка в селах Хцаберд и Хин Тахер неподалеку от Гадрута. Гадрут, как самый крупный населенный пункт в том районе, был взят азербайджанцами, но в горах оставались армянские позиции. На карте это выглядело как тонкий хвост, вдававшийся вглубь азербайджанской зоны контроля. Зона ответственности российских миротворцев тогда еще только формировалась, и уже на следующий день азербайджанские силы хвост отрезали — армянских солдат, оборонявших этот участок, назвали «заблудившимися» и вывели.
В Ереване это открыто осудили. МИД Армении заявил, что действия Азербайджана «направлены на обесценивание присутствия российских миротворцев в зоне конфликта». Спорная ситуация продемонстрировала основное противоречие в трехстороннем заявлении. Его первый пункт предписывал, что армянские и азербайджанские силы «останавливаются на занимаемых ими позициях», а четвертый — что «миротворческий контингент Российской Федерации развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил». За разъяснением этого противоречия журналисты обратились к одному из авторов документа — Владимиру Путину, который как раз проводил ежегодную пресс-конференцию. Выслушав длинный вопрос, президент России ответил: «Мы договорились, о том, что стороны останавливаются на тех позициях, где их застало подписание трехстороннего заявления». Но добавил, что в связи с этой остановкой «возникли определенные сложности инфраструктурного характера», которые надо решать в переговорах.
Правда, такой подход не выдержал испытания реальностью. На самом деле сложности были не только инфраструктурными, но и политическими. Достаточно быстро Баку дал понять, что рассматривает миротворцев не как долгосрочных модераторов, а как временных исполнителей, которые должны облегчить полный переход региона под контроль Азербайджана. Начались разговоры, что у миротворцев нет никакого международно признанного мандата — то есть они не могут оказывать силовое противодействие ни армянам, ни тем более азербайджанцам, к суверенной территории которых относится весь Карабах. Армянский политолог Сергей Мелконян напоминает о двух российских документах, касающихся деятельности миротворцев: указе президента и постановлении Совета Федерации. В них говорится, что миротворцы вводятся «во избежание массовой гибели гражданского населения Нагорного Карабаха и причинения существенного ущерба гражданским объектам». Однако даже в них нет ни слова о том, как следует поступать, если какая-то из сторон возобновляет насилие: инструкции на этот счет наверняка принимались от случая к случаю и были по-военному непубличны.
Пограничники на полставки
В январе 2021 года возник новый вопрос: как именно российские миротворцы должны контролировать въезжающих в Карабах по Лачинскому коридору. Например — должны ли они препятствовать визитам армянских чиновников, которые, разумеется, сохранили контакты с коллегами в непризнанной республике. Российская сторона исходила из того, что статус региона определится в будущем, а пока гражданская власть в регионе остается у армянской стороны. Азербайджанцы же надеялись, что миротворцы будут работать почти как сотрудники погранслужбы Азербайджана — то есть не пускать тех, кто работает на сохранение независимости Карабаха. При этом тогдашний министр иностранных дел Армении Ара Айвазян после визита в Степанакерт прямо заявил: один из приоритетов армянских властей — это «деоккупация территорий Карабаха». Уже в декабре 2021 года Карабах беспрепятственно посетила кандидат в президенты Франции Валери Пекресс, которая, правда, так и не добилась успеха на выборах, но активно поддерживала борьбу Карабаха за самоопределение. Миротворцам тогда снова досталось от Баку.
К слову, случай, когда миротворцы не пустили в Карабах армянских политиков, тоже был. Но он касался оппозиционных депутатов, которые на фоне подготовки к досрочным парламентским выборам в Армении покинули заседание, назвав его бесполезным с точки зрения защиты интересов Карабаха, и отправились в «командировку» в регион. Миротворцы тогда тоже посчитали нужным предупредить «дестабилизирующий» визит.
Вопрос разоружения
Баку такая «половинчатость» не устраивала. Уже в августе 2021 года Минобороны Азербайджана выступило с максимально жестким по отношению к миротворцам заявлением, где говорилось, что «полный вывод остатков вооруженных сил Армении с территории Азербайджана, где временно размещен российский миротворческий контингент», предусмотренный трехсторонним заявлением, «не был обеспечен. В соответствии с положениями трехстороннего заявления российские миротворцы должны положить конец размещению вооруженных сил Армении на местах своей временной дислокации на территории Азербайджана». С тех пор азербайджанские госорганы взяли за правило — везде, где упоминались российские миротворцы, подчеркивалось, что они размещены «временно».
Подлила масла в огонь и маленькая, но очень показательная история с тендерной заявкой на российском сайте госзакупок. В поисках подрядчика для обслуживания казарм миротворцев Минобороны бесхитростно указало место, где требуется эта услуга — «Республика Нагорный Карабах». Эту оплошность можно списать на некомпетентность военных в тонких политических материях или безразличие к деталям. Однако азербайджанцам за этим явно виделась система.
Например, с первых же дней пребывания в регионе руководство миротворцев встречалось с президентом Арцаха Араиком Арутюняном и явно имело контакты с местными военными. В то время как для Баку было совершенно очевидно, что никакой Армии обороны Арцаха больше быть не должно, миротворцы никак не препятствовали призыву туда новых срочников.
Оставались в Карабахе, несмотря на все заверения Еревана, и военнослужащие из самой Армении. Никол Пашинян даже изобразил удивление, когда в заявлении, подписанном 20 сентября — по итогам нынешней операции Азербайджана, говорилось о выводе остатков вооруженных сил Армении. По всей видимости, тут были задействованы какие-то «гибридные» варианты. Например, армянских военнослужащих можно было легко завезти в регион под видом гражданских, а там формально приписать к какой-нибудь из частей Армии обороны Арцаха. Это можно считать нарушением трехстороннего заявления 2020 года, но разбираться в этом вопросе у российского командования не было желания. Они видели свою задачу в первую очередь в том, чтобы в регионе не было стрельбы, — и с переменным успехом справлялись. И уж совсем спокойно миротворцы относились к армянской символике и топонимам. Например, когда они приходили в местную школу, чтобы рассказать об опасности мин и неразорвавшихся снарядов, их ни капли не смущало, что в классе висит флаг Республики Арцах. А в своих отчетах они использовали только армянские названия городов и сел — потому что они были на картах советского Генштаба.
Примечательно, что на резкие замечания из Баку в Москве почти никогда не отвечали. Исключением стал случай, когда азербайджанцы впервые заняли село в зоне ответственности российского контингента. Но на протест Москвы в Баку дали понять, что даже слово «ответственность» к миротворцам они считают неприменимым. Ответственность предполагает полномочия, а у них — только «размещение». Тогда и стало ясно, что ситуация заходит в тупик.
Начало конца
Когда Баку уже взял за правило отправлять ноты протеста российскому послу по любому удобному поводу, начался кризис в Лачинском коридоре, который и привел к нынешней ситуации. Хотя в трехстороннем заявлении четко сказано, что контроль над дорогой должен быть исключительной прерогативой миротворцев, Азербайджан в два приема установил свой контроль над стратегическим маршрутом. Поводом послужило сразу несколько обвинений в адрес контингента: что они пустили на территорию бывшего российского миллиардера Рубена Варданяна, который явно имеет свое видение будущего Карабаха, что они по-прежнему позволяли ввозить в регион оружие и вывозить полезные ископаемые.
В конце 2022 года, когда Москве уже было не до скандала с Баку, Лачинский коридор перекрыли экологические активисты из Азербайджана. Миротворцы стояли живым щитом между скандалящими армянами и азербайджанцами, но ни разу не попытались просто оттеснить активистов с дороги, которую должны контролировать. Сначала генерал Андрей Волков, на тот момент руководивший контингентом, пытался договориться с азербайджанцами об установке неких рентгенов и газоанализаторов, чтобы проверять въезжающие автомобили на наличие оружия и взрывчатки. Но этого не случилось. Когда же в апреле 2023-го азербайджанцы установили в коридоре свой блокпост, роль миротворцев окончательно свелась к гуманитарной. Они ввозили в голодающий Степанакерт какие-то «официальные» грузы, но, как утверждают множество моих армянских собеседников, не отказывались и от частных доставок за деньги — лекарств, продуктов и чего угодно.
Логичный итог
Фактическое бездействие миротворческого контингента во время последней стремительной военной операции Азербайджана пытаются преподнести как некое отдельное решение Москвы, месть Пашиняну за военные учения с США, предательство союзника. Но по факту оно полностью выдержано в духе всех предыдущих шагов. Правда, сами миротворцы пытались подыгрывать жителям Карабаха во многих вопросах, что замечали и критиковали в Баку — там воспринимали миротворцев лишь как вспомогательный и действительно временный элемент в установлении полного контроля над регионом. Но есть и третий взгляд — взгляд армян, как из Еревана, так и из Степанакерта, видевших в российских военных не просто защитников, но гарантов, которые должны показать Баку, кто здесь главный — особенно после того, как Ильхам Алиев в 2022 году занял откровенно проукраинскую позицию. Но чем выше была планка ожиданий — тем больнее разочарование. В том, что миротворцы не смогли разблокировать Лачинский коридор или помешать Азербайджану навязать армянам нынешние условия, виноваты не они, а политики. Политики написали трехстороннее заявление, в котором не прописаны полномочия контингента. Политики создали условия, в которых Москва как никогда сильно зависит от союзника Азербайджана — Турции. Наконец, политики сделали так, что даже в карабахском конфликте появился элемент геополитического противостояния между Россией и Западом, которого там раньше не было.
Во всех случаях, когда решение зависело от самих миротворцев, они действовали в пользу местного населения. Но на глобальном уровне это лишь сыграло против них. Если раньше аналитики предполагали, что пребывание российских миротворцев может измеряться десятилетиями, то теперь они вряд ли останутся до конца 2025 года — срока, указанного в трехстороннем заявлении. Точное время выхода российского контингента, скорее всего, будет зависеть от сроков эвакуации армянского населения из Карабаха.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора