Трудовые сети: почему нужно регулировать платформенную занятость
Ко второму чтению в Госдуме готовится проект нового закона о занятости, который должен адаптировать рынок труда к изменившимся реалиям. Ожидается, что документ будет принят до конца 2023 года. Одно из ключевых предложений — закрепление определения платформенной занятости. Предполагается, что в нее будут вовлечены люди, которые с использованием цифровых платформ занятости находят клиентов и разово выполняют для них работы или оказывают услуги. При этом конкретные правила регулирования платформенной занятости будут сформулированы в отдельном законе, который пока разрабатывается.
Рост платформенной экономики, спровоцированный в том числе пандемией, когда многие профессионалы перешли на удаленный формат занятости, рано или поздно должен был привести к введению в законодательство новых понятий. По оценкам, сделанным на основе данных Росстата, в 2022 году в платформенную занятость были включены около 3,5 млн человек. Близкие оценки давал НИУ ВШЭ в апреле 2022-го. По ним, платформенная занятость являлась основной для 1,7 млн человек в возрасте 18-72 лет, еще для 1,7 млн человек она была регулярной подработкой, а 12,1 млн человек имели хотя бы эпизодический опыт какой-либо вовлечения в платформенную занятость.
Встреча на платформе
Примеры платформенных занятых — это специалисты по мелкому бытовому и более сложному ремонту, репетиторы, тренеры, инструкторы, фотографы, водители такси, курьеры, дизайнеры интерьера, психологи — в тех случаях, когда мы находим их через цифровые платформы. Среди менее заметных сегментов — фрилансеры, которые выполняют отдельные заказы разных бизнесов, например, в области SMM, разработки брендов и фирменной символики, монтажа оборудования. Всех платформенных занятых объединяет то, что местом встречи исполнителя и заказчика выступает особое пространство — цифровая платформа, агрегирующая информацию как о заказах, так и о доступных исполнителях. Платформа создает технологические решения для взаимодействия между специалистами и потребителями, в том числе помогает внедрять разные инструменты, например, банковские и страховые, чтобы сделать это взаимодействие максимально эффективным и быстрым.
Легкие условия регистрации исполнителей на платформах, отсутствие заданного графика работы и огромная клиентская база вовлекают в платформенную занятость людей, заинтересованных в гибкости графика — студентов, матерей с маленькими детьми, пенсионеров, или тех, кто испытывает сложности с выходом на традиционный рынок труда, например, мигрантов или людей с ограниченными возможностями. Часть платформенных занятых ценит возможность реализовать свою предпринимательскую инициативу и большую свободу по сравнению с традиционной работой в офисе.
Как показывают результаты выборочных исследований, на фоне экономической турбулентности последних лет россияне использовали платформенную занятость как инструмент балансировки доходов — переходили туда при потере работы (в том числе временно, на период поиска нового места) и приходили за подработками в дополнение к основной занятости. Таким образом, платформенная экономика уже сейчас выступает фактором определенной стабилизации занятости и доходов населения.
При этом платформенная экономика не только создает новый вид занятости, но и стимулирует появление рабочих мест традиционного формата. Например, через прямой найм сотрудников. Платформы, будучи высокотехнологичными компаниями, создают немало качественных рабочих мест: это позиции административного и финансового персонала, разработчиков, программистов. Такие сотрудники заключают стандартный трудовой контракт с платформой как работодателем.
Наконец, самостоятельным сегментом рынка труда, связанным с развитием цифровых платформ, являются их независимые партнеры, например, службы доставки, пункты выдачи заказов, сервисные центры, операторы складской инфраструктуры. Зачастую это индивидуальные предприниматели или небольшие компании, для которых платформы являются значительным источником доходов, а их взаимоотношения регулируются коммерческими договорами и положениями Гражданского кодекса.
Ответственность против гибкости
Очевидно, что платформенная занятость — это новая форма, не соответствующая ни одной из уже существующих категорий занятости. При этом работники, которые в нее включены, выпадают из существующих схем страхования ключевых социальных рисков: временной нетрудоспособности, безработицы, пенсионного страхования. Именно для того, чтобы создать возможности по включению этих работников в систему социального страхования, необходимо ввести понятие платформенной занятости в поле трудового регулирования.
Не менее важной задачей является законодательное закрепление статуса самих цифровых платформ, определение их прав и обязанностей. Новый закон должен дать платформам статус третьей стороны во взаимоотношениях с заказчиками и исполнителями услуг. При этом на этапе формирования новых правил важно учитывать сложившиеся практики на рынке и сохранить ключевой атрибут привлекательности платформенной занятости — гибкость условий труда. Для этого необходимо активно вовлекать платформы в обсуждение будущего регулирования, использовать уже накопленный ими опыт.
Весной 2023 года был создан Совет цифровых платформ, в который вошли крупнейшие российские IT-компании. Участники Совета подписали Меморандум о принципах развития платформенной занятости в России. В нем они заявили о готовности информировать исполнителей о социальных гарантиях, обеспечивать для всех исполнителей равные условия доступа на платформы, расширять географию присутствия и создавать другие благоприятные условия для развития платформенной экономики. Это может стать шагом на пути к саморегулированию отрасли.
Благодаря новому регулированию должны быть определены права платформенных занятых и границы ответственности всех вовлеченных сторон. Отделить новый сегмент от традиционного рынка труда важно именно сейчас — на этапе, когда регулирование только формируется и должно закрыть «белые пятна» новой экономики, а не менять уже устоявшиеся правила игры.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов