Приватизация на суде: что не так с аргументами сторонников национализации
«Никакой деприватизации не будет», — заверил президент Владимир Путин на Восточном экономическом форуме. «Это путь в никуда», — подтвердил министр экономического развития Максим Решетников.
Что ж, джентльменам верят на слово. Но кроме слов, для успокоения взволновавшихся есть и вердикт, записанный на бумаге. Речь идет об июньском определении (есть у автора. — Forbes) Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда по делу об отмене приватизации санаториев Кавказских Минеральных Вод. Словно в хорошем сериале, апелляционная инстанция дала зрителям надежду после долгой и насыщенной саспенсом завязки. И, что очень важно, предприниматели получили весомые аргументы на будущее.
Водная феерия
История с санаториями Кавказских Минеральных Вод тянулась очень долго. Нынешние их владельцы c 2018 года отбивали в судах атаки прокуратуры. Надзорное ведомство раз за разом настаивало, что Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), которой в начале 2000-х достались бывшие лечебницы советских профсоюзов, не имела права ни продавать эти объекты, ни сдавать их в аренду. А должна была свято блюсти свою миссию и продолжать заниматься санаторно-курортным обслуживанием членов профсоюза — исключительно самостоятельно. Было много исков от прокуратуры в местные суды, но все они неизменно заканчивались для истцов неудачами.
Но в 2022 году прогремел гром. Очередной иск был подан от имени целого заместителя генерального прокурора, причем подан в суд не ставропольский, а московский, и касался сразу сотен объектов недвижимости. И в августе 2022-го Гагаринский районный суд Москвы решил, что события 20-летней давности были неправильными в корне. А раз так, то всем нынешним хозяевам гостиниц — знать не знающим, о чем там договаривались высокие стороны еще при Ельцине, — пора сдать их государству. Целиком, бесповоротно и без компенсаций.
Начался тот самый саспенс.
Реконструкция событий
В 1992 году Верховный Совет России постановил, что курортные объекты Кавминвод должны приватизироваться не хаотично, а в порядке, который будет определен дополнительно. Три года спустя президент Борис Ельцин подписал указ о подготовке соглашения между правительством и объединениями профсоюзов по совместному использованию санаториев. Прошло еще семь лет, и лишь в 2002-м, после выхода постановления правительства, это разграничение собственности состоялось. ФНПР досталось 59 имущественных комплексов, в том числе 37 санаториев — в общей сложности 752 объекта недвижимости.
«Вышеуказанные акты президента и правительства не предусматривали возможности и порядка продажи санаториев, — настаивала Генеральная прокуратура. — ФНПР отступила от целей, для которых создаются профсоюзы, и в целях обогащения узкого круга лиц перепродала переданное имущество». А посему — все надо вернуть в казну.
Суд должен был разрешить три вопроса. Первый — имела ли право ФНПР делать то, что она делала, то есть учредить в 2005 году отдельное ООО «Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск», передать ему имущество и в дальнейшем распродавать объекты через холдинг. Второй — были ли во всем этом признаки коррупции. Третий — истек ли срок подачи иска.
Интригу держать не буду — районный суд ответил «нет», «да» и «нет». Мосгорсуд, соответственно, диаметрально противоположно — «да», «нет», «да». Собственно, и одного третьего обстоятельства — истечения срока было бы достаточно, но аргументация апелляционной инстанции слишком хороша, чтобы не описать ее подробно.
Как я уже сказал, соглашение от 2002 года между федеральным Минимущества и ФНПР Гагаринский суд трактовал как клятву со стороны профсоюзов никому не отдавать доставшееся имущество. Создание холдинга и распродажу объектов, соответственно, назвал проявлением коррупции. И сослался на положение Гражданского кодекса, позволяющее обращать в доход государства имущество, приобретение которого на законные доходы не подтверждено доказательствами. «Позвольте, — слабо сопротивлялись владельцы, многим из которых санатории достались от вторых, а то и третьих покупателей в цепочке, — мы и близко не чиновники, с чего бы нам подтверждать свои доходы? Да и в любом случае, в статье 235 Гражданского кодекса этот пункт появился лишь в 2013 году, а большая часть сделок была совершена гораздо раньше». Гагаринский суд был неумолим. Статья 235 вам не нравится? Ну так нате статью 169, которая была и до 2013 года: «Недействительность сделки, противной основам правопорядка или нравственности». А признаки безнравственности ищи в предыдущем пункте — нечего клятвы нарушать. «Приобретатели такого имущества, действуя недобросовестно, впоследствии эксплуатировали его для извлечения прибыли или перепродажи, а также осуществляли его реконструкцию и строительство новых объектов», — описывал суд длинный список их преступлений.
Ну а факт коррупции, по логике Гагаринского суда, определял и решение вопроса о сроке давности. Закон о противодействии коррупции не ограничивает прокурора в праве опротестовывать сделки, сколько бы лет назад они не совершались.
И забавно, кстати, что районный суд напрочь отказался считать изъятие имущества санкцией или мерой наказания — владельцы объектов, которые реконструировали их на банковские кредиты, пытались хоть так зацепиться и сохранить права на ипотеку. Просто «у соответствующего лица отсутствуют законные основания для обладания». Описание недобросовестных действий, данное чуть выше, стало быть, можно забыть.
А теперь, наконец, к вердикту Мосгорсуда.
С головы на ноги
ФНПР — законный собственник, постановила апелляционная инстанция. И, как собственник, могла делать со своей собственностью что хотела. Например, продать. И это — не коррупция.
Новые собственники не являются государственными или муниципальными служащими, поэтому все разговоры о взыскании в порядке статьи 235 ГК РФ неуместны.
Статья 169 ГК РФ — про антисоциальные и безнравственные сделки — тоже ни при чем. Это не торговля оружием, наркотиками или поддельными документами, а часть обычного коммерческого оборота.
Никакого развала курортной отрасли на Кавказских Минеральных Водах не наблюдается, новые владельцы исправно вкладываются в приобретенное, ремонтируют старые объекты и строят новые.
Серию судебных решений 2002-го и 2019-2021 годов — как арбитражных, так и общей юрисдикции, сохранявших за новыми владельцами право собственности, Гагаринский суд проигнорировал необоснованно.
Ну и про срок давности. Коррупцию, как мы уже сказали, Мосгорсуд отмел, а значит, надо вернуться к общему сроку в три года с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Лицо в нашем случае — Российская Федерация, то есть государство. Когда же оно должно было узнать? Мосгорсуд совершенно резонно указал, что все происходящее было на виду у государства много лет, а права собственности за ФНПР были официально зарегистрированы в реестре недвижимости с 2002 года. Вот, собственно, и начало течения срока давности.
Прокуратура против «расчлененки»
Конечно же, прокуратура не смирилась с проигрышем. В кассационном представлении (есть у автора. — Forbes) утверждается, что глава ФНПР Михаил Шмаков «расчленил и распродал 24 санатория», а Мосгорсуд «оправдывает коррупцию и поощряет злоупотребления», и вообще «под непроцессуальным воздействием ответчиков проявил необъективность и тенденциозность». Что ж, ждем следующей серии, которую нам представит Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Но даже если все закончится для владельцев санаториев благополучно, это совершенно не означает того, что попытки деприватизации в других сферах прекратятся. В конце концов, у истца всегда может найтись такой козырь, как переход бывшей госсобственности к иностранному владельцу в лице офшора, а это в нынешних условиях вещь опасная. Но вот для случаев наподобие ставропольского, когда новые владельцы добросовестно мотыжат свою делянку на благо соотечественников, определение Мосгорсуда крайне ценно.
И заслуживает максимально подробного изучения.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора