Будут ли у россиян отнимать личные вещи при въезде в ЕС
Еврокомиссия 8 сентября обновила раздел FAQ, касающийся вопросов секторальных санкций ЕС. Разъяснения в части эмбарго в отношении России вызвали немалое беспокойство у россиян. В документе сказано, что в силу статьи 3i регламента Совета ЕС №833/2014 запрещено каким бы то ни было образом ввозить в ЕС товары, перечисленные в приложении XXI к этому регламенту, в том числе легковые автомобили, обувь, ноутбуки, мобильные телефоны и прочие личные вещи.
Сразу надо оговориться, что разъяснения Европейской комиссии не обладают юридической силой, поскольку в статье 17(1) договора о Европейском союзе сказано, что комиссия «обеспечивает применение права ЕС под контролем Суда ЕС».
Более того, в самих разъяснениях подчеркивается, что «только Суд ЕС наделен полномочиями толковать право ЕС». Комиссия указывает, что уполномоченные органы и лица ЕС «могут», а не обязаны руководствоваться ее разъяснениями. Таким образом, Еврокомиссия не ввела дополнительные ограничения, поскольку у нее нет таких полномочий. Она лишь выразила свою правовую позицию.
Логика санкций
Однако нельзя исключать, что уполномоченные органы государств Евросоюза могут принять на вооружение сформулированное комиссией толкование эмбарго. Вспомним прецеденты, созданные таможенниками в Германии, которые уже арестовывали личные автомобили российских граждан. 12 сентября из ответа немецкой таможни на запрос РБК стало известно, что Германия не будет делать исключения из санкций ЕС в отношении въезжающих в страну россиян и сможет конфисковать любые товары, подпадающие под эмбарго. Чуть позже Еврокомиссия дала новые рекомендации, в которых призвала национальные органы стран ЕС оценивать каждый случай отдельно, а также попросила, чтобы таможенные органы сконцентрировались на ввозимых автомобилях. А к другим товарам, «которые вызывают несущественную озабоченность с точки зрения обхода санкций, такие как предметы личной гигиены или одежда, как надетая на приезжем, так и находящаяся в его багаже», запрет следует применять «пропорциональным и разумным образом».
За день до этого, 11 сентября, представитель Еврокомиссии также заявил, что при решении об изъятии личных вещей надо «учитывать все обстоятельства»: например, одежда, в которой российские граждане пересекают границы ЕС, вряд ли подлежит конфискации. Однако считать это окончательным разъяснением вопроса трудно, и мы полагаем, что россияне вполне могут столкнуться с перегибами на местах. Поэтому в ближайшее время лучше воздержаться хотя бы от провоза личных вещей в заводской упаковке, что может быть расценено как намерение реализовать товар на территории ЕС.
Если детально изучить содержание статьи 3i(1) регламента Совета ЕС №833/2014, можно сделать вывод, что ставшие предметом дискуссии разъяснения Еврокомиссии не вполне вписываются в логику документа. В соответствии с регламентом «запрещено прямо или косвенно покупать, ввозить или перемещать товары, приносящие существенный доход Российской Федерации, что позволяет ей [осуществлять внешнеполитические действия], если эти товары происходят из Российской Федерации или экспортируются из нее».
Очевидно, что цель указанной нормы — ограничить доходы России как государства, субъекта международного права, а не умалить права частных лиц. Арест частной собственности, предназначенной сугубо для личного пользования, не сказывается на доходах Российской Федерации.
Примечательно, что в разъяснениях Европейская комиссия не полностью процитировала норму, опустив указание на получение Россией существенного дохода. Этот подход кажется спорным, так как полное цитирование нормы подтверждает, что она не направлена против граждан.
Судебная процедура
Столкнувшиеся с арестами или изъятиями своего имущества при пересечении границы ЕС россияне могут обратиться в национальный суд государства — члена ЕС и потребовать, например, обеспечительных мер в виде промежуточного определения по делу, обусловленного срочностью вопроса и стремлением избежать непоправимого и существенного ущерба. Но оценить перспективы такого обращения пока сложно — правоприменительной практики крайне мало. Более того, национальные суды не вправе толковать право ЕС, поскольку в силу статьи 267 договора о функционировании ЕС только Суд ЕС наделен такими полномочиями.
Дальнейшее развитие событий может пойти по пути получения официального толкования спорных норм санкционного регламента. Для этого национальный суд должен направить преюдициальный запрос в Суд ЕС, который и даст официальное толкование.
Подобные запросы, связанные с применением антироссийских санкций, уже направлялись национальными судами в Суд ЕС. Так, 23 февраля 2023 года земельный суд Берлина подал преюдициальный запрос по поводу ограничений на юридические услуги для россиян и попросил Суд ЕС разъяснить, распространяются ли эти ограничения на нотариальные услуги.
Мы не исключаем, что и в данном случае национальные суды стран ЕС пойдут по этому пути, и надеемся, что в итоге будет сформулировано сбалансированное толкование нормы о ввозе личных вещей на территорию Евросоюза.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора