К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды

Фото Unsplash
Фото Unsplash
Если у вас возник спор с партнерами или контрагентами, сведения из социальных сетей могут стать ключевым доказательством в руках оппонентов. Российские суды меняют свою практику, уже появились первые дела, где фотографии и наличие в списке друзей служат основанием для оспаривания сделок и взыскания средств. Вице-президент, директор департамента по работе с проблемными активами Сбербанка Кирилл Демин рассказывает о том, как социальные сети могут использовать против владельца страницы

Российские суды долго не принимали электронные доказательства. Только недавно устоялась практика рассмотрения переписки из электронной почты. Несколько лет назад появились первые прецеденты по использованию переписки в мессенджерах в качестве доказательств. В 2019 году в споре общества «Стройтех» против общества «Транспортно-нерудная компания «Деловой мир» суд на основе переписки установил, что заявки на поставки материалов направлялись заявителем с помощью сообщений в WhatsApp на мобильный телефон менеджера по логистике. При этом сообщения поступали с номера телефона, который указан в подписи электронной почты заявителя. Суд сделал вывод, что стороны согласовали условия поставки через мессенджер.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Дела для соцсетей 

Использование информации из социальных сетей — новый тренд в судебной практике. Это огромный источник данных: о круге общения, месте работы, поездках и имуществе. С помощью соцсетей подтверждают существование компаний и заключение договоров. Ключевая проблема, с которой сталкиваются участники процесса, — невозможно идентифицировать лицо, разместившее информацию в социальной сети. Каждый может это сделать от имени другого человека. Поэтому некоторые суды и сейчас не принимают ссылки на страницы в соцсетях, не считая их надлежащим доказательством.

Но практика меняется. В российских социальных сетях возможна верификация с помощью подтвержденных данных, например сайта Госуслуг. В отношении иностранных сетей ситуация сложнее, но возможность для использования полученных с их помощью доказательств есть.

 

Увеличит шансы в суде предоставление скриншотов и переписки в виде нотариального протокола осмотра доказательств, хотя в отдельных случаях суды уже выносят решения даже на основании обычных скриншотов. В споре между компаниями «ФаворитТрансСервис» и «Анройл-Сибирь» по взысканию арендной платы суд произвел осмотр электронной почты истца на mail.ru и выявил, что стороны обменялись подписанным договором субаренды и актом приема-передачи, поэтому установил факт заключения договора.

В соцсетях можно найти, например, номера автомобилей, на которых передвигается владелец странички, данные о билетах и перелетах, адреса гостиниц. В конечном счете все это помогает выявить скрытые активы.

 

Ключевые споры, в которых используется подобная информация, — взыскание долгов, банкротство, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Социальные сети используют и в семейных спорах о разделе имущества или выплате алиментов, а также в спорах между наследниками, которые ищут имущество умершего.

Изменения коснулись и трудовых взаимоотношений. В некоторых крупных компаниях уже приняты или обсуждают внутренние правила, регламентирующие поведение сотрудника в социальных сетях. Проблема в том, что ваши высказывания или действия, о которых вы сообщаете на своей личной страничке, могут ассоциироваться с компанией, где вы работаете, и сказываться — не всегда предсказуемым образом — на ее имидже.

Совместные фотографии

Самым простым доказательством наличия связи между людьми могут стать фотографии с отдыха или из ресторана. В деле о банкротстве ООО «ТД Сибирь» конкурсный управляющий оспаривал платежи общества в пользу физического лица на сумму более 74 млн рублей. Он установил, что речь идет о бывшей супруге учредителя общества. Супруги ссылались на то, что уже давно развелись и не общаются, поэтому между ними нет никакой заинтересованности. Но в материалах дела были представлены скриншоты фотографий из социальной сети, на которых официально бывшие муж и жена вели себя как семья, совместно проводили отпуск, отмечали праздники, включая семейные, что следовало из их собственных комментариев к фотоснимкам. На основе фотографий суд сделал вывод о наличии заинтересованности и признал платежи недействительными.

 

Совместные снимки могут помочь найти дополнительные доказательства связи. Если двое запечатлены на одном фото на отдыхе, можно получить через суд данные об их перелетах и доказать, что они совместно проводят свободное время. На практике встречаются необычные случаи. В деле о банкротстве спортивного клуба «Славия» человека чуть не привлекли к субсидиарной ответственности в том числе из-за того, что его фотография находилась на скриншотах страницы клуба в социальной сети «ВКонтакте». Суд разобрался и установил, что фотография размещена в виде репоста и не может свидетельствовать о контроле лица над компанией.

Некоторые суды по ряду причин отказываются принимать подобные доказательства. Во-первых, невозможно достоверно понять, когда фотографии были сделаны. Если это архивные снимки, они не подтверждают наличие отношений в текущий период. Во-вторых, общая фотография еще не говорит о наличии дружеских отношений между лицами — они могли просто присутствовать на одном мероприятии и попасть на общее фото. Сложности могут возникнуть и при идентификации страницы. Если в российских социальных сетях возможна верификация с помощью подтвержденных данных, то получить информацию о владельце страницы в иностранных сетях проблематично. Отсутствие подтверждения владения страницей — безусловное основание для отказа суда. Поэтому одной случайной фотографии может быть недостаточно. В этом случае суд требует дополнительные сведения, например комментарии, местоположение каждой из сторон, данные об учебе и работе. Если стороны, запечатленные на фотографии, были вместе на отдыхе — запрашивают данные об авиаперелете. Фотография в сочетании с билетами на соседние места в самолете сможет подтвердить связь.

Рекомендация: внимательно относитесь к фотографиям, которые размещаются от имени компании и ключевых сотрудников. На них не должно быть посторонних лиц и лишних сведений. Также лучше избегать размещения фотографий с клиентами и их представителями.

Списки друзей

Для подтверждения связи может послужить нахождение в друзьях друг у друга в социальных сетях. Это также расценивается судами как косвенное доказательство, поскольку у каждого в друзьях могут быть случайные люди. В деле общества «Сахалинэнергосервис» суд признал обоснованными ссылки участника процесса на информацию из сети «ВКонтакте», в которой тот представил в качестве друга еще одного участника сделки, что свидетельствовало о наличии между ними доверительных отношений. Поэтому лучше избегать случайных людей в своих соцсетях, поскольку в суде придется доказывать отсутствие связи между вами.

Данные о родстве вообще могут стать неопровержимым доказательством. Если у вас на страничке стоит соответствующий статус, то суд признает наличие связи. Обратное придется опровергать. Так произошло в деле о банкротстве ПАО «Банк Премьер Кредит», где суд при рассмотрении спора об оспаривании сделки учел, что, по данным социальной сети «ВКонтакте», один из участников является родным племянником другого.

 

Рекомендация: ключевым сотрудникам компании, которые принимают управленческие решения, необходимо провести ревизию своих друзей в социальных сетях. Это позволит исключить риск наличия связи с контрагентами по сделкам.

Путешествия и недвижимость

Если в ходе процесса банкротства кредитор оспаривает совершенную должником сделку, он может сослаться на то, что должник продолжает пользоваться имуществом после его отчуждения. И здесь тоже приходят на помощь соцсети. Например, фотографии позволяют доказать, что должник пересекал российскую границу на якобы проданном им автомобиле. Как в споре об оспаривании сделки ИП «Галоян Г.А.» в деле о его личном банкротстве: фотографии стали основанием для оспаривания сделки, поскольку показали, что должник реально автомобиль не продавал и сделка была фиктивной. Поэтому достаточно просто фото дома или машины — и можно через суд получить всю необходимую информацию.

Социальные сети могут содержать информацию о местонахождении стороны спора. Любая геолокация может служить  доказательством. Например, она покажет, что в день совершения сделки лицо не находилось в месте ее заключения. В одном из споров в деле о банкротстве общества «Дорожник» суд посчитал, что человек физически не мог находиться в Тюмени, так как в этот день был в Москве — он представил отчет сотового оператора и фото в социальной сети.

Есть и обратные примеры. При оспаривании сделки в деле о банкротстве гражданина ответчик ссылался, что в день предполагаемой передачи денег по договору займа он отсутствовал в Санкт-Петербурге и, следовательно, денежные средства должнику не передавал. В подтверждение были представлены ответы из авиакомпаний, а также распечатки с сайта «Одноклассники», где сторона сама указала свою локацию. Суд указал, что сами по себе эти доказательства факт отсутствия не подтверждают.

 

Сложности могут возникнуть с идентификацией даты фотографии. Если окажется, что она сделана в другую дату, суд откажет в учете геолокации в качестве доказательств.

Рекомендация: юристам, работающим с физическими лицами, стоит просить дополнительно указывать в анкете клиента информацию о социальных сетях. Это позволит отслеживать не только его имущество, но и перемещения.

Споры об адресе

Информация в социальных сетях также позволяет оппонировать претензиям ФНС относительно недостоверности адреса регистрации. Например, в споре между обществом «Доктор ЮСТ» и белгородским ИФНС России суд принял в качестве одного из ключевых доказательств нахождения компании по заявленному адресу фотографии здания принадлежащего ей медицинского центра. Суд посчитал, что из указанных фотографий видно наличие отдельного входа в здание с табличкой на двери с наименованием общества и режимом его работы. В связи с этим претензии ФНС были признаны необоснованными.

Рекомендация: размещайте больше информации о деятельности компании в социальных сетях. Это поможет подтвердить реальный характер деятельности и избежать претензий.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+