Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды
Российские суды долго не принимали электронные доказательства. Только недавно устоялась практика рассмотрения переписки из электронной почты. Несколько лет назад появились первые прецеденты по использованию переписки в мессенджерах в качестве доказательств. В 2019 году в споре общества «Стройтех» против общества «Транспортно-нерудная компания «Деловой мир» суд на основе переписки установил, что заявки на поставки материалов направлялись заявителем с помощью сообщений в WhatsApp на мобильный телефон менеджера по логистике. При этом сообщения поступали с номера телефона, который указан в подписи электронной почты заявителя. Суд сделал вывод, что стороны согласовали условия поставки через мессенджер.
Дела для соцсетей
Использование информации из социальных сетей — новый тренд в судебной практике. Это огромный источник данных: о круге общения, месте работы, поездках и имуществе. С помощью соцсетей подтверждают существование компаний и заключение договоров. Ключевая проблема, с которой сталкиваются участники процесса, — невозможно идентифицировать лицо, разместившее информацию в социальной сети. Каждый может это сделать от имени другого человека. Поэтому некоторые суды и сейчас не принимают ссылки на страницы в соцсетях, не считая их надлежащим доказательством.
Но практика меняется. В российских социальных сетях возможна верификация с помощью подтвержденных данных, например сайта Госуслуг. В отношении иностранных сетей ситуация сложнее, но возможность для использования полученных с их помощью доказательств есть.
Увеличит шансы в суде предоставление скриншотов и переписки в виде нотариального протокола осмотра доказательств, хотя в отдельных случаях суды уже выносят решения даже на основании обычных скриншотов. В споре между компаниями «ФаворитТрансСервис» и «Анройл-Сибирь» по взысканию арендной платы суд произвел осмотр электронной почты истца на mail.ru и выявил, что стороны обменялись подписанным договором субаренды и актом приема-передачи, поэтому установил факт заключения договора.
В соцсетях можно найти, например, номера автомобилей, на которых передвигается владелец странички, данные о билетах и перелетах, адреса гостиниц. В конечном счете все это помогает выявить скрытые активы.
Ключевые споры, в которых используется подобная информация, — взыскание долгов, банкротство, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Социальные сети используют и в семейных спорах о разделе имущества или выплате алиментов, а также в спорах между наследниками, которые ищут имущество умершего.
Изменения коснулись и трудовых взаимоотношений. В некоторых крупных компаниях уже приняты или обсуждают внутренние правила, регламентирующие поведение сотрудника в социальных сетях. Проблема в том, что ваши высказывания или действия, о которых вы сообщаете на своей личной страничке, могут ассоциироваться с компанией, где вы работаете, и сказываться — не всегда предсказуемым образом — на ее имидже.
Совместные фотографии
Самым простым доказательством наличия связи между людьми могут стать фотографии с отдыха или из ресторана. В деле о банкротстве ООО «ТД Сибирь» конкурсный управляющий оспаривал платежи общества в пользу физического лица на сумму более 74 млн рублей. Он установил, что речь идет о бывшей супруге учредителя общества. Супруги ссылались на то, что уже давно развелись и не общаются, поэтому между ними нет никакой заинтересованности. Но в материалах дела были представлены скриншоты фотографий из социальной сети, на которых официально бывшие муж и жена вели себя как семья, совместно проводили отпуск, отмечали праздники, включая семейные, что следовало из их собственных комментариев к фотоснимкам. На основе фотографий суд сделал вывод о наличии заинтересованности и признал платежи недействительными.
Совместные снимки могут помочь найти дополнительные доказательства связи. Если двое запечатлены на одном фото на отдыхе, можно получить через суд данные об их перелетах и доказать, что они совместно проводят свободное время. На практике встречаются необычные случаи. В деле о банкротстве спортивного клуба «Славия» человека чуть не привлекли к субсидиарной ответственности в том числе из-за того, что его фотография находилась на скриншотах страницы клуба в социальной сети «ВКонтакте». Суд разобрался и установил, что фотография размещена в виде репоста и не может свидетельствовать о контроле лица над компанией.
Некоторые суды по ряду причин отказываются принимать подобные доказательства. Во-первых, невозможно достоверно понять, когда фотографии были сделаны. Если это архивные снимки, они не подтверждают наличие отношений в текущий период. Во-вторых, общая фотография еще не говорит о наличии дружеских отношений между лицами — они могли просто присутствовать на одном мероприятии и попасть на общее фото. Сложности могут возникнуть и при идентификации страницы. Если в российских социальных сетях возможна верификация с помощью подтвержденных данных, то получить информацию о владельце страницы в иностранных сетях проблематично. Отсутствие подтверждения владения страницей — безусловное основание для отказа суда. Поэтому одной случайной фотографии может быть недостаточно. В этом случае суд требует дополнительные сведения, например комментарии, местоположение каждой из сторон, данные об учебе и работе. Если стороны, запечатленные на фотографии, были вместе на отдыхе — запрашивают данные об авиаперелете. Фотография в сочетании с билетами на соседние места в самолете сможет подтвердить связь.
Рекомендация: внимательно относитесь к фотографиям, которые размещаются от имени компании и ключевых сотрудников. На них не должно быть посторонних лиц и лишних сведений. Также лучше избегать размещения фотографий с клиентами и их представителями.
Списки друзей
Для подтверждения связи может послужить нахождение в друзьях друг у друга в социальных сетях. Это также расценивается судами как косвенное доказательство, поскольку у каждого в друзьях могут быть случайные люди. В деле общества «Сахалинэнергосервис» суд признал обоснованными ссылки участника процесса на информацию из сети «ВКонтакте», в которой тот представил в качестве друга еще одного участника сделки, что свидетельствовало о наличии между ними доверительных отношений. Поэтому лучше избегать случайных людей в своих соцсетях, поскольку в суде придется доказывать отсутствие связи между вами.
Данные о родстве вообще могут стать неопровержимым доказательством. Если у вас на страничке стоит соответствующий статус, то суд признает наличие связи. Обратное придется опровергать. Так произошло в деле о банкротстве ПАО «Банк Премьер Кредит», где суд при рассмотрении спора об оспаривании сделки учел, что, по данным социальной сети «ВКонтакте», один из участников является родным племянником другого.
Рекомендация: ключевым сотрудникам компании, которые принимают управленческие решения, необходимо провести ревизию своих друзей в социальных сетях. Это позволит исключить риск наличия связи с контрагентами по сделкам.
Путешествия и недвижимость
Если в ходе процесса банкротства кредитор оспаривает совершенную должником сделку, он может сослаться на то, что должник продолжает пользоваться имуществом после его отчуждения. И здесь тоже приходят на помощь соцсети. Например, фотографии позволяют доказать, что должник пересекал российскую границу на якобы проданном им автомобиле. Как в споре об оспаривании сделки ИП «Галоян Г.А.» в деле о его личном банкротстве: фотографии стали основанием для оспаривания сделки, поскольку показали, что должник реально автомобиль не продавал и сделка была фиктивной. Поэтому достаточно просто фото дома или машины — и можно через суд получить всю необходимую информацию.
Социальные сети могут содержать информацию о местонахождении стороны спора. Любая геолокация может служить доказательством. Например, она покажет, что в день совершения сделки лицо не находилось в месте ее заключения. В одном из споров в деле о банкротстве общества «Дорожник» суд посчитал, что человек физически не мог находиться в Тюмени, так как в этот день был в Москве — он представил отчет сотового оператора и фото в социальной сети.
Есть и обратные примеры. При оспаривании сделки в деле о банкротстве гражданина ответчик ссылался, что в день предполагаемой передачи денег по договору займа он отсутствовал в Санкт-Петербурге и, следовательно, денежные средства должнику не передавал. В подтверждение были представлены ответы из авиакомпаний, а также распечатки с сайта «Одноклассники», где сторона сама указала свою локацию. Суд указал, что сами по себе эти доказательства факт отсутствия не подтверждают.
Сложности могут возникнуть с идентификацией даты фотографии. Если окажется, что она сделана в другую дату, суд откажет в учете геолокации в качестве доказательств.
Рекомендация: юристам, работающим с физическими лицами, стоит просить дополнительно указывать в анкете клиента информацию о социальных сетях. Это позволит отслеживать не только его имущество, но и перемещения.
Споры об адресе
Информация в социальных сетях также позволяет оппонировать претензиям ФНС относительно недостоверности адреса регистрации. Например, в споре между обществом «Доктор ЮСТ» и белгородским ИФНС России суд принял в качестве одного из ключевых доказательств нахождения компании по заявленному адресу фотографии здания принадлежащего ей медицинского центра. Суд посчитал, что из указанных фотографий видно наличие отдельного входа в здание с табличкой на двери с наименованием общества и режимом его работы. В связи с этим претензии ФНС были признаны необоснованными.
Рекомендация: размещайте больше информации о деятельности компании в социальных сетях. Это поможет подтвердить реальный характер деятельности и избежать претензий.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора