К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как открыть компанию и счет в Германии предпринимателю из России

Берлин, Германия (Фото Getty Images)
Берлин, Германия (Фото Getty Images)
Несмотря на сложности с получением виз в страны Европы, многие предприниматели все еще рассматривают это направление для своего бизнеса. Среди них особенное место занимает Германия — страна с крупной экономикой и внушительным комьюнити выходцев из России. Основатель маркетингового агентства Apriori Marketing Дмитрий Горбачев и главный юрист европейских проектов агентства Сергей Коноплев рассказывают, что нужно для того, чтобы открыть там бизнес, можно ли сделать это удаленно и поможет ли компания в Германии получить визу?

В соответствии с действующими в Германии правилами гражданин России может быть учредителем компании, но гендиректором должен быть гражданин ЕС либо человек с видом на жительство в Германии. Это связано с ограничениями при открытии счета, так как практика сейчас такова, что банки отказывают в открытии счета, если генеральным директором компании является гражданин России. Официального запрета на открытие счета россиянам нет, но с января 2022 года не менее 40 компаний, которые мы сопровождаем, получили расторжение договоров с банками, потому что директором фирмы был россиянин без вида на жительство в Германии или ЕС. 

Несмотря на то что санкции во многом усложнили жизнь россиянам в Европе, процедура регистрации компании в Германии для граждан России не изменилась. Исключение составляет лишь ограничение для россиян, находящихся в санкционном списке. Фирму, учредителем которой является материнская компания в России, теперь тоже не удастся зарегистрировать в Германии.

Как открыть компанию в Германии

Открыть компанию можно примерно за два месяца, плюс от полутора до четырех месяцев нужно, чтобы полностью подготовить ее к работе. Речь идет о получении всех необходимых налоговых номеров, регистрации в таможенных органах и получении международного номера НДС (VAT). 

 

Из-за большого количества иностранных фирм Министерство финансов Германии распределило первичную выдачу налоговых номеров между местными финансовыми органами и центрами в разных регионах Германии. В итоге теперь предпринимателя, зарегистрировавшего компанию в Дюссельдорфе, могут отправить за получением номера НДС в Гамбург или, допустим, в Магдебург. Из-за такого географического разброса на получение готовых документов можно потратить довольно много времени. 

Кроме того, нет регламентированных сроков обработки заявлений. Они зависят от загруженности налоговых органов в конкретный момент. Если одновременно поступает много заявлений — сроки на рассмотрение каждого увеличиваются.

 

Есть и другие тонкости, которые надо учитывать при подготовке каждого документа: пакета бумаг для регистрации налогового номера, договора аренды офиса, заявления о регистрации в местном предпринимательском реестре, описание характера деятельности компании, бизнес-прогноза и других документов. 

При этом нужно постоянно быть в курсе всех актуальных требований и изменений в процедуре регистрации компании в налоговых органах. Bundesanzeiger — основной портал Германии, где публикуются новости по ведению бизнеса и сопровождению компании. Детали публикуются в профильных организациях, юристы и налоговые консультанты получают их в виде рассылок. 

Средняя стоимость регистрации компании под ключ с нуля обычно составляет около €3000, включая нотариальные и судебные пошлины и сборы. В эту сумму входят: €700-800 за услуги нотариуса, €200 — судебная пошлина, €35-40 — регистрация в предпринимательском реестре. В районе €2000 — стоимость услуг юристов.

 

Компанию в Германии можно открыть даже удаленно, находясь за пределами страны.

Этапы регистрации

1. Подготовка документов. Сначала нужно составить учредительный договор. Договор поможет составить юрист из Германии, которого вы можете выбрать своим представителем. Вместе с назначенным директором компании представитель может заверить договор у нотариуса. Директором может быть гражданин Германии или ЕС или иностранец с видом на жительство и регистрацией в Германии.  

Следующий шаг — одобрить согласие на учреждение компании, подготовленное нотариусом. Подписать документы можно и удаленно — в этом случае представитель вышлет вам необходимые бумаги. Вы можете их распечатать, подписать и переслать по электронной почте. 

В случае необходимости в Германии можно заказать услугу с помощью виртуального офиса для открытия компании. Ежемесячный абонемент стоит от €150, в него входят юридический адрес компании, получение и пересылка корреспонденции. При необходимости услугу можно расширить, включив переписку с бюрократическими инстанциями и контрагентами.

2. Подача заявления. Человеку, которого вы назначите директором компании, нужно будет подписать у нотариуса заявление о регистрации компании. Нотариус отправит эти документы в регистрационный суд по месту юридического адреса компании. 

 

3. Открытие счета в банке, внесение уставного капитала. Если генеральный директор — европеец с паспортом ЕС или человек с ВНЖ, то можно открыть физический счет в Deutsche Bank, Commerzbank, Sparkasse Bank — это ведущие банки Германии, остальные равняются на них при составлении требований по открытию счетов. 

Электронный счет можно открыть в Revolut Bank, Quonto Bank и других электронных банках. Внесение уставного капитала может быть как переводом на счет компании, так и внесение в кассу компании наличных с предоставлением подтверждения от налогового консультанта нотариусу.

4. Получение налогового номера. На получение налогового номера уходит обычно от полутора до четырех месяцев, так как налоговые органы сильно загружены и процедура очень формализована. 

5. Получение лицензии. Большинство видов деятельности не требуют лицензий. Но если вы занимаетесь строительством, управлением недвижимостью, финансовыми или страховыми операциями, медикаментами — лицензию получить придется. Подготовка такой лицензии обычно занимает не менее полугода. 

 

Форма регистрации компании и налогообложение

Общество с ограниченной ответственностью — GmbH, основная форма для иностранных компаний в Германии. Она позволяет организовать бизнес, в котором ответственность учредителя ограничена размером его доли в уставном капитале. Такая форма прекрасно подходит для предоставления различных услуг, розничной торговли, интернет-торговли, оформления объектов недвижимости на юридическое лицо. Уставный капитал GmbH — €25 000, на момент регистрации компании учредитель должен внести в банк €12 500.

«Предпринимательская компания» — Unternehmergesellschaft, также известная как Mini-GmbH или 1 Euro GmbH («ООО за 1 евро»). Их отличает упрощенная форма регистрации: регистрация фирмы с такой юридической формой возможна при внесении всего €1 на счет. Правда, некоторые нотариусы или суды отказываются регистрировать компании с таким капиталом и просят внести хотя бы €500. 

При открытии такой формы регистрации учитывайте, что предприниматели в Германии (ваши будущие контрагенты и партнеры) могут относиться к компаниям Mini-GmbH с некоторым предубеждением. Например, попросить 100% предоплаты при заключении контракта о крупных поставках товара или потребовать дополнительные гарантии или поручительства. Для компаний этой правовой формы не очень типичны высокие обороты или участие в крупных сделках.

Есть и другие формальные требования, которые учредители должны выполнять, как, например, ежегодное накопление средств c прибыли компании для внесения уставного капитала и преобразование в GmbH (минимум 25% от суммы прибыли после уплаты налогов). 

 

Форма налогообложения одинаковая для Mini-GmbH и GmbH: подоходный налог, налог на прибыль, налог на оборот, налог на ведение предпринимательской деятельности.  Общая нагрузка по налогам на компанию —  около 40-50% от чистой прибыли. Точная сумма зависит от региональной ставки налога на компанию.

Компания имеет право вычитать из налогов любые расходы, связанные с ведением деятельности компании: зарплаты, аренды, топливо для транспорта, закупку канцелярских товаров и пр. 

Налоговый отчет за первый год вам нужно будет предоставлять раз в месяц. По итогам года налоговая определяет периодичность отчетности для вас. Если прибыль компании больше €20 000 в год, то налоговый отчет будет сдаваться раз в месяц, если меньше, то могут обязать делать это раз в полгода. 

Сколько стоит содержать компанию

Физический офис не обязателен, но у компании должен быть юридический адрес. Чаще всего начинающие компании не хотят вкладываться в офис, если он не нужен для ведения предпринимательской деятельности. Проще платить за виртуальный офис: почтовый ящик в бизнес-центре с секретарским обслуживанием, переводом корреспонденции на русский и пояснениями будет стоить от €150 в месяц. Пояснения — это комментарии к письму и краткая инструкция: что требуется сделать, в какие сроки. 

 

Для работы потребуется бухгалтерское и юридическое сопровождение, так как в Германии очень много различных правил предпринимательской деятельности и можно легко какое-то из них нарушить. Чаще всего это касается ведения бухгалтерского и налогового учета, где нарушение может повлечь административную или уголовную ответственность.

Например, если вы неправильно ведете бухгалтерский учет и не предоставляете вовремя налоговую отчетность, против вас могут возбудить дело сразу по трем статьям: неправильное ведение бухгалтерской отчетности, непредоставление отчетности и мошенничество. Чаще всего такие дела заканчиваются небольшим штрафом €500-2000. Но если государство докажет, что вы нанесли ему значительный ущерб, можно получить реальный или условный срок. 

Стоимость услуг бухгалтера и юриста в Германии определена законом. Размер гонорара зависит от суммы спора/сделки и непосредственно задачи. Но возможно определение гонорара и на договорной основе — такая ставка может быть ниже или выше предусмотренной законом.

Бухгалтерское и налоговое сопровождение ведется, как правило, на абонентской основе. Если бухгалтер подготавливает отчетность, ведет учет заработных плат, составляет ведомости, то часовая ставка может быть от €35 до €150 и выше в час. Может быть и фиксированная ставка, например €20 за одну зарплатную ведомость. Соответственно, если у вас 20 сотрудников, то плата составит €400.

 

Средний чек за юридическое сопровождение компании, которая ведет не очень активную деятельность, составляет от €200 в месяц. В эту сумму входят необходимые консультации по мелким вопросам, ответы на письма и подобные текущие задачи. Это своего рода юридическая страховка. При возникновении серьезных споров или консультаций и сделок больших объемов о размере гонорара стороны договариваются отдельно. Как правило, при активной деятельности компании и высоких оборотах размер абонентского сопровождения может составлять примерно €1500-2000 в месяц. 

В среднем для компании, которая работает в сфере услуг или купли-продажи товаров, требуется 10-15 часов в месяц (услуги бухгалтера и юриста).

Минимальная зарплата наемного директора при регистрации компании начинается от €1000. 

Дадут ли вам визу, если вы владеете компанией в Германии?

Ваш генеральный директор может вызывать вас в Германию для решения бизнес-вопросов по деловой визе. Она дает право находиться в Германии непрерывно в течение трех месяцев. Время подготовки визы занимает до двух месяцев, перед подачей документов необходимо актуализировать условия и документы для получения визы, правила могут меняться. 

 

Кроме того, из-за одновременного наплыва желающих из России и сокращения штата повысилась нагрузка на визовые центры, количество заявок на получение деловой визы увеличилось, количество формальностей и подход к рассмотрению стал жестче. В мае стало известно, что с 31 мая обработкой всех заявлений о выдаче виз от россиян будет заниматься посольство в Москве, а визовые отделы в других городах России прекратят принимать заявления. Это еще больше увеличит сроки рассмотрения по сравнению с теми, что были до сих пор, — предположительно до нескольких месяцев. 

Ужесточились требования и к подтверждению о необходимости поездки, требуются гарантии возвращения в Россию, наличие денежных средств, обратных билетов. Еще одно неприятное последствие «спецоперации»* — увеличившееся количество отказов. Ранее российские предприниматели, регистрирующие бизнес в Германии, запрашивали и получали визы сроком на год. Сейчас долгосрочные визы почти не выдают. Зачастую заявители и вовсе получают отказ без объяснения причины. 

Публичной статистики отказов нет — это противоречит политике государства. Но по нашей внутренней статистике и информации от коллег, сейчас отказывают в каждом третьем запросе. Раньше отказ приходил в ответ на каждое 10-е заявление. Однако, если вам важно вести бизнес в Германии, наличие уже зарегистрированной компании, конечно, увеличит ваши шансы получить такую деловую визу.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+