К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Нечеловеческие усилия: как битвы роботов способствуют развитию стартапов

Битва роботов (Фото DR)
Битва роботов (Фото DR)
В апреле правительство постановило ежегодно проводить международный чемпионат по битве роботов для «популяризации в России инженерной мысли». Сооснователь и директор по развитию компании — производителя сервисных человекоподобных роботов Promobot, участник рейтинга Forbes «30 до 30» в 2019 году Олег Кивокурцев рассуждает о том, почему с точки зрения развития стартапов турнир инженерных команд «Битва роботов» — отличная альтернатива акселераторам

Я вырос на шоу «Битва роботов» на «Дискавери». А еще на «Звездных войнах» и «Наруто» — но об этом в другой раз. Я сознательно окружал себя технологиями: по телевизору, в школе, во дворе. Тогда мне казалось, что это просто способ убить свободное время и раз мне нравятся механизмы, то пусть это будут они.

В этом году в России пройдет международная «Битва роботов» — возможно, важнейшее развлекательное событие года. Во всяком случае, по масштабу и охвату — мы принимаем 77 команд из шести стран. Строго говоря, собираем тысячу талантливых инженеров в одном помещении, чтобы выяснить, кто из них самых инженерный инженер и самый робототехнический робототехник.

Я — лицо, заинтересованное в том, чтобы битва прошла успешно (Promobot — в числе организаторов чемпионата и отвечает за техническую экспертизу соревнования. — Forbes). Но в этом тексте хочу поделиться, чем битвы роботов ценны на самом деле и что в них важного, чего не видит рядовой зритель.

 

Итак, мое заявление: битвы роботов развивают стартапы лучше многих акселераторов и инкубаторов. И вот почему.

Олег Кивокурцев (Фото DR)

Умения и компетенции

Роботы предполагают комплексный подход к делу. В команде на «Битву роботов» обязательно должны быть конструктор, разработчик, механик, электронщик, пилот, лидер — все это разные группы компетенций. Hardware и software в одном продукте помогают создавать по-настоящему междисциплинарные команды, не просто Android- и iOS-разработчиков, а людей разных темпераментов, с разным опытом, разными навыками. В этом у «Битвы» преимущество перед акселераторами, которые обычно предпочитают цифровые сервисы. Да, есть и программы, ориентированные на hardware-стартапы, но их значительно меньше, а объемы поддержки в этих программах проигрывают диджиталу в десятки раз.

 

Мы с Promobot прошли через мясорубку конкурсов и инкубаторов в России, США и Европе, в том числе побеждали в Slush (международный конкурс для стартапов в Хельсинки. — Forbes).

Выживают не просто лучшие технологии — выживают сильнейшие команды. Здесь мы помогаем создавать команды, можно сказать, в боевых условиях — в таких условиях проявляются лидеры и обнажаются другие роли в команде. Соревнование — идеальный инструмент для создания команды и полирования процессов: дорожная карта проекта, логистика, производство и тестирование продукта.

В этой «Битве» мы ввели еще один критерий оценки — креатив. Это значит, что командам мало создать работающий механизм — нужны история, легенда и визуальное решение. Многие участники сталкиваются с этим впервые: их не учат «продавать» проекты в вузах и школах, хотя это важнейший скилл предпринимателя. Элизабет Холмс не в счет (основательница разработчика оборудования для анализа крови Theranos, признанная виновной в мошенничестве. — Forbes).

 

По сути, это элемент боксерского поединка или боя в UFC: каждая команда также выбирает себе архетип для выступления — плохие парни, герои, ученые. В этом году есть команда, представляющая себя гладиаторами. В акселераторах такого не встретишь.

Условия и инфраструктура

Я занимаюсь роботами уже 10 лет: в 2013-м мы еще студентами с будущими основателями Promobot собрали первого робота-снегоуборщика. Наша инфраструктура тогда — это пара университетских лабораторий, взять ключ от которых — целый квест, и гараж на окраине Перми, между автомоек. Мы сидели в этом гараже еще пару лет, прежде чем перебраться в маленький офис.

Участие в «Битве роботов» требует как минимум такого же гаража, где можно выполнять сборочные, сварочные и другие механические операции. Большинство команд используют как раз гаражи либо арендуют площадки у производств. Это воспитывает очень прагматичный подход: участники «Битвы роботов» раньше участников акселераторов узнают, что офисов в Пало-Альто у них пока нет.

Некоторые команды-участники представляют образовательные юниты — школы, вузы, дворцы творчества, даже простые детские кружки. И здесь проявляется разница: российские школы и вузы сегодня, будем честны, производят мало конкурентоспособных стартапов, которые могут получить хотя бы pre-seed-инвестиции на разработку прототипа. Да, сильные примеры есть, но до системы еще далеко. Не в укор школам, они просто для этого не приспособлены. А вот участников битв роботов среди таких студенческих или даже детских команд полно: карьера многих предпринимателей может начинаться именно в «Битве роботов» — это гораздо более мягкий и органический вход в мир стартапов, чем акселератор. Формат show science стимулирует развитие стартапов на самых ранних стадиях, тогда как акселераторы бездушно рубят многие проекты, лишая участников мотивации развивать свои идеи. 

Испытание технологий

Трудно представить более идеальную среду для испытаний робота, чем закрытый октагон с другими роботами, которые пытаются тебя уничтожить. «Битва роботов» помогает тестировать и оценивать возможности своих решений, проверять их границы и обнаруживать потенциальные проблемы.

 

Здесь тестируются сенсоры, сервомоторы, аккумуляторы. Участникам нужно найти самое стабильное, дешевое и легковоспроизводимое решение — все, как в реальном производстве. В роботе Promobot V.4 стоят датчики движения, первая версия которых появилась на роботе команды «Клещ» на «Битве роботов» 2017 года. Трое из четырех участников команды стали сотрудниками Promobot сразу после «Битвы».

«Битва роботов» возводит хакатоны в абсолют (не смог без отсылки к «Звездным войнам»): участники не просто проверяют свои кейсы на практике, но и бьются в буквальном смысле с другими решениями — и могут им проиграть. Так закаляется сталь стартапов.

Привлечение инвестиций и внимания

Чтобы собрать робота, нужны деньги. Очень разные — от 50 000 до 3 млн рублей. Поэтому участники «Битвы» проходят через питч-сессию: презентуют свои идеи потенциальным технологическим партнерам — маленьким частным компаниям и большим госкорпорациям. Все это похоже на акселератор. То есть внутри «Битвы роботов» есть свой инструмент поиска инвестиций, только упрощенный, без бизнес-планов. Для будущих предпринимателей это гораздо более быстрый путь к контактам и кошелькам инвесторов; а для инвесторов — к талантливым разработчикам и инженерам, которые уже готовы создавать живые проекты.

Фишка в том, что участникам битвы нужно привлекать не только спонсоров, но и зрителей, которые инвестируют в битву свое время и внимание. Это бросает инженеров в реальные условия, где их проект оценивают живые потенциальные пользователи, которые выражают свой фидбэк в респекте или дизреспекте. Это приучает работать с аудиторией, а не только с кабинетом инвесторов.

 

Робототехническое сообщество в России — одно из самых сильных профессиональных комьюнити, которое я встречал. Помните хоть один тред в Twitter, обличающий робототехников? Вот и я не помню. Это сообщество закалено здоровой конкуренцией, а «Битва роботов» стала своего рода лабораторией для многих решений, которые используют крупные игроки рынка.

Я преувеличил, когда сказал, что «Битва роботов» лучше акселераторов, — нет, не лучше и не хуже, это другой формат развития технологий. Робототехника постоянно растет, в том числе благодаря тому, что у нас есть «Битва роботов»: здесь мы можем учиться, искать инвесторов и единомышленников. Я верю, что следующий стартап с «Битвы роботов» не за горами.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+