К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Джентльменский набор: семь ключевых качеств бизнес-лидера

Фото Hunters Race / Unsplash
Фото Hunters Race / Unsplash
Набор практических инструментов, упрощающих решение ежедневных управленческих задач и помогающих создать готовый продукт, можно назвать — по аналогии с программированием — бизнес-фреймворком. Здесь можно вспомнить и модель Александра Остервальдера, и типологию руководителей Ицхака Адизеса. Серийный технологический предприниматель, основатель бизнес-клуба Reforma и «Нетологии-групп» Максим Спиридонов предлагает несколько своих фреймворков, сформулированных в процессе создания и развития различных бизнесов

Один из самых полезных и часто используемых фреймворков я назвал «Портрет бизнес-лидера». Его задача — максимально полно, но в то же время компактно отразить навыки и черты, которые нужны для успеха в современном бизнесе. Четкое понимание контуров и специфики каждой из черт этого «портрета» помогают мне работать с управленцами в моих проектах и фаундерами моих портфельных компаний. А именно — просто и доходчиво объяснять, что и почему им нужно развивать, чтобы расти и становиться сильными, готовыми к вызовам времени руководителями.

Итак, вот семь ключевых качеств, которые должен иметь и усиливать в себе современный бизнес-лидер. Размещаю их в порядке убывания важности. Следите за логикой и проверяйте наличие у себя.

Стратег и визионер

Работа любого руководителя начинается с ответа на вопрос: «Куда идем?» Через обдумывание и дискуссии с экспертами абстрактные идеи постепенно превращаются в стратегию действий компании или проекта. 

 

Чтобы у вас получалось так же, нужно уметь:

● видеть большую картину мира в целом и своего рынка в частности — во всей полноте ее социальных, экономических, политических, технологических факторов и трендов;

 

● делать из этих наблюдений практические выводы и на их основе формировать и уточнять стратегии управляемой компании, подразделения, продукта;

● формировать на базе всего названного работающие продуктовые и бизнес-идеи.

Лидер команды

Определившись с тем, куда идем, нужно ответить себе и команде на еще более фундаментальный вопрос: «Зачем?» Здесь рядом со стратегией уже начинают прорисовываться миссия, ценности и другие элементы корпоративной культуры. Иными словами, все то, что лидер поднимает на флаг, во что верит сам и чем воодушевляет идти за собой. 

 

Здесь нам потребуются умения:

● облекать прагматичные задачи бизнеса в романтичные и вдохновляющие миссии и стратегические видения, которым искренне предан прежде всего сам лидер;

● увлекать всей этой романтикой команду и вести ее за собой на длинной дистанции.

Например, в своем проекте Elixir Family я первым делом инициировал создание «Манифеста». Этот документ не только раскрывает смыслы всего начинания, но и приносит вполне практическую пользу. А именно — помогает нам расставлять приоритеты в текущих задачах и выступает эффективным инструментом привлечения сильных людей в команду.

Коммуникатор и дипломат 

Итак, мы создали стратегию и «обернули» ее культурой. Что дальше? 

 

В современном мире очень важно быть способным к коллаборации. Успех бизнес-лидера сильно зависит от таких качеств, как:

● умение слушать и слышать;

● готовность договариваться, искать win-win с партнерами, акционерами, командой;

● развитые эмпатия и эмоциональный интеллект. 

 

Рекрутер и наставник 

В сильной команде крепки человеческие связи. Но речь не о неправильно понятой семейственности, которая в бизнесе неприемлема. На эту тему хорошо высказался основатель Netflix Рид Хастингс: «Мы не семья, мы — команда». 

В кругу родственников нормально мириться с чьим-то несовершенством. А увольнение из семьи, по логике, вообще невозможно. В бизнесе же допустимо и желательно стимулировать постоянное развитие и рост всех членов команды. С теми же, кто не справляется со своими задачами и не растет (после многократных попыток им помочь), принято расставаться. Уход тех, кто не держит общий темп, из мотивированной команды оправдан и даже желателен. 

Следовательно, формируя и развивая команду, бизнес-лидер должен быть немного психологом, коучем и педагогом одновременно. Как сказал один мой друг-предприниматель, «главное, чем ты постоянно занимаешься, это нанимаешь и увольняешь (hire and fire)». А значит, нужны:

● владение базовыми HR-навыками, прежде всего — инструментами поиска и хантинга лучших людей в свою команду;

 

● искреннее желание и способность вкладываться в сотрудников, помогая им развиваться не только профессионально, но и личностно, управленчески, лидерски.

Архитектор и гроуз-хакер

В современном бизнесе, особенно на раннем этапе, первое лицо проекта — часто еще и директор по продукту. Не по должности, а по сути. 

Бизнес-лидер отвечает за формулировку и контролирует реализацию главных архитектурных составляющих проекта. Он же ищет и предлагает команде сопутствующие нестандартные идеи.

Для всего этого нужны:

 

● способность чувствовать и поддерживать гармоничное единство всех продуктовых, коммерческих и концептуальных составляющих проекта;

● умение находить и применять маркетинговые, аналитические, креативные «ходы конем», обеспечивающие кратный рост ключевых показателей бизнеса.

Главный редактор

Мир, в котором мы живем, стал полем битвы за внимание. Эта универсальная валюта будущего с годами становится все более ликвидной и конвертируемой в другие активы: наем новых участников команды, PR компании или прямые продажи продуктов. Поэтому способность «майнить» внимание — крайне желательная опция. 

Сегодня любой бизнес-лидер может (хотя и не обязан) выступать голосом и «главным редактором» своего проекта, развивать его в режиме business as a media, укладывая происходящее вокруг компании в текстовые, аудио и видео-форматы. Для этого необходимы:

 

● владение словом и искусством публичных выступлений;

● умение выжимать максимум из возможностей современных социальных сетей и медиа-инструментов;

● навык убедительно и интересно рассказывать миру о миссии, культуре, продуктах бизнеса, а также его ресурсных и кадровых потребностях.

Ключевой момент в этом — искренность и активное личное участие. Попытки раздуть личный бренд силами внешних консультантов и ассистентов не дадут эффекта. Белые нитки будут торчать и вызывать раздражение у читателей и зрителей. 

 

Я несколько лет назад принял решение, что буду активно совершенствоваться в работе с медиа-полем и с тех пор лично веду Telegram-канал, которому ежедневно уделяю внимание. 

Эффективный администратор

И, наконец, бизнес-лидер — это тот, кто отвечает за порядок и предсказуемость. А значит, не обойтись без:

● способности систематизировать;

● умения строить из регламентов, баз знаний, оргструктур и дашбордов задокументированный и оцифрованный фундамент бизнеса;

 

● владения максимально широким арсеналом инструментов проджект- и тайм-менеджмента для настройки системы каждодневного и стратегического управления.

Вот такой он, портрет современного бизнес-лидера в его максимально оснащенном и актуальном виде. 

Конечно, редко встречаются руководители, у которых все вышеперечисленные качества развиты на 100%. Однако этот фреймворк удобен для оценки и определения зон роста. А в современных условиях изменчивой среды готовность к постоянному развитию и росту — мета-навык, который становится определяющим.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+