К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Чрезвычайный налог: почему государство изымает сверхприбыль у бизнеса

Фото Максима Стулова / Ведомости / ТАСС
Фото Максима Стулова / Ведомости / ТАСС
Налог на сверхприбыль, или windfall tax, который предстоит заплатить российскому крупному бизнесу, — разовая мера, подчеркивают власти. Однако в Налоговый кодекс вводится и родовое понятие — налог чрезвычайного характера. Фактически это означает, что бизнес ожидают другие «чрезвычайные» налоги — тем более что подобные налоги уже давно стали нормой экономической жизни в России, считает руководитель аналитической службы 
юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов

Минфин подготовил законопроект о налоге на сверхприбыль прошлых лет, объясняя это тем, что в 2021-2022 годах компании некоторых отраслей экономики получили дополнительную прибыль, обусловленную исключительно благоприятной ценовой конъюнктурой. Налог призван перераспределить в пользу государства часть такой прибыли. Минфин утверждает, да и бизнес надеется, что налог будет разовым. Для этого налог планируется установить отдельным законом, а не дополнением части второй Налогового кодекса новой главой. 

Одновременно Минфин предложил дополнить Налоговый кодекс правилом о том, что федеральными законами может быть предусмотрено установление «налогов чрезвычайного характера». Что такое чрезвычайные налоги, в законе не раскрывается, но предлагается предусмотреть, что при их введении можно не устанавливать все элементы налогообложения. Так, для будущего налога на сверхприбыль прошлых лет не планируется определять налоговый период. По-видимому, это тоже должно подчеркнуть отсутствие периодичности, то есть однократность взимания.

Налог на сверхприбыль — объективно разовый платеж, хотя бы потому, что столь «жирные» годы в ближайшее время вряд ли повторятся. Но вводимое в Налоговый кодекс понятие «налогов чрезвычайного характера» — постоянное и родовое. Фактически это означает, что российскую налоговую систему ожидают другие чрезвычайные налоги. 

 

Насколько уникально такое явление? Сегодняшний налог с «неожиданной прибыли» сильно смахивает на единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, введенный декретом ВЦИК в ноябре 1918 года. Похожи они как параметрами, так и обоснованием: «Международное положение, сложившееся в связи с последними событиями на театре всемирной империалистической войны и создающимся единым международным фронтом пролетарской армии, заставляет напрячь все силы в борьбе на защиту не только русской, но и всемирной революции, и Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика создает мощную Красную Армию. Для организации, снаряжения и содержания этой армии нужны колоссальные денежные средства, которых не могут дать обыкновенные государственные доходы. Между тем городская буржуазия и деревенские кулаки за годы империалистической войны сумели приобрести и еще продолжают приобретать — преимущественно путем хищнической спекуляции предметами первой необходимости и особенно хлебом — огромные денежные средства. Богатства эти необходимо немедленно и целиком взять у паразитических и контрреволюционных элементов населения и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и борьбы».

Тот налог был раскладочным: сумма, которую надо собрать, распределялась по губерниям, в губерниях — между уездами и городами, в уездах — между волостями, в волостях — между селениями и поселками, а в поселениях — по спискам между плательщиками сообразно общему имущественному положению и доходам каждого лица. Нынешний налог тоже изначально мыслился его инициаторам как раскладочный: мол, пусть РСПП как-нибудь раскидает 300-400 млрд рублей между своими компаниями-членами в качестве добровольного пожертвования в федеральный бюджет.

 

Налог — это всегда ограничение права собственности. Статья 56 Конституции предусматривает возможность дополнительных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Такое положение в нашей стране официально не вводилось, но чрезвычайные налоги уже давно стали нормой экономической жизни в России, можно даже вывести их общие черты. 

С 2017 года инвестиционные расходы, которые ранее не были полностью учтены (убытки прошлых лет), могут быть учтены в дальнейшем в ограниченном размере. Это означает, что в текущем периоде налог на прибыль уплачивается фактически в повышенном размере, а то и в отсутствие реальной прибыли.

Обычно налог поступает в казну государства, но возможны и парафискальные (от лат. para — около, рядом) налоги, которые сразу перечисляются плательщиками на финансирование конкретных публичных потребностей. В пандемийном 2020 году всех работодателей обязали за свой счет оплачивать сотрудникам нерабочие дни. Спрямив траекторию движения средств, государство, объявившее локдаун, избавило себя от необходимости заниматься сбором дополнительных средств с налогоплательщиков, чтобы выплатить их работникам в качестве пособий.   

 

С 2022 года правительственная подкомиссия выдает разрешение на продажу иностранцами российских активов только при условии 50%-ной скидки, рассрочки на один-два года и обязательства по добровольному взносу в федеральный бюджет не менее 5% рыночной оценки имущества. Налоговая природа 5%-го сбора (пошлины) сомнений не вызывает, но вместе с дисконтом и ценой годовой отсрочки размер принудительного изъятия превышает 60% рыночной стоимости, что близко к конфискационным значениям.

Новый налог ретроспективно посягает на полученную в прежние годы сверхприбыль. При этом ее размер определяется довольно грубо — на основе сравнения с «обычными» 2018-2019 годами. Не принимается в расчет то, что в 2021-2022 годах компания могла снизить расходы или только начать получать прибыль согласно плану инвестпроекта, или что уже подверглась различным формам изъятия сверхприбыли, таким как акциз на жидкую сталь или экспортные пошлины.

Итак, чрезвычайные налоги — это налоги, которые вводятся фактически задним числом, без оглядки на принцип экономического основания налога не только законодательными органами, но и чрезвычайными комиссиями, произвольно, исходя из потребностей текущего дня. Чрезвычайные налоги могут вводиться как разовые и становиться постоянными — для этого нет никаких ограничений, примером является налог на холостяков, введенный в ноябре 1941 года и отмененный только с распадом СССР.

Во всем мире для покрытия чрезвычайных расходов используется институт государственного кредита, например военные займы. Но наши чиновники не видят ничего зазорного в том, чтобы «латать» бюджетные дыры, беспардонно забираясь в карманы налогоплательщиков.

Каким именно будет следующий чрезвычайный налог — сказать сложно, но характером он, несомненно, будет похож на своих предшественников.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+