Приложение усилий: что происходит на рынке мобильной разработки в России
Тренд №1. Простые приложения ненадолго стали доступнее
В России по-прежнему дорожает труд мобильных разработчиков, хотя и не так быстро, как раньше. За вторую половину 2022 года средняя зарплата такого специалиста выросла на 9% по стране, а в столице — на целых 17%, подсчитали аналитики «Хабр Карьера». Казалось бы, в ответ должны заметно подскочить и расценки на приложения для конечного заказчика — ведь в основном их стоимость складывается из почасовой оплаты разработчиков.
Однако зарплаты увеличиваются в первую очередь у айтишников высокого уровня. У «незвездных» специалистов, наоборот, понижение: у «джунов» — на 13%, у «мидлов» — на 11%, оценили в HeadHunter. В мобильном секторе спад еще сильнее: по данным Neti, в конце 2021 года уверенные мобильные разработчики с более чем трехлетним опытом просили оклад в 250-350 000 рублей, а теперь соглашаются на 120-200 000 рублей.
В результате цены на приложения растут не так быстро, как ожидалось. К тому же их тормозят технологии автоматизации. Только ИИ-ассистент GitHub Copilot способен сгенерировать до 40% кода, и программисты принимают каждое четвертое его предложение — всего за $19 в месяц. А ведь еще есть другие нейросети, low- и no-code инструменты.
Впрочем, в скором времени запросы даже неопытных айтишников могут снова сильно вырасти. Дело в импортозамещении: крупные компании одна за другой анонсируют старт работы над отечественными сервисами-заменителями, и рынку понадобятся все «руки», что есть. К примеру, сейчас VK, «Яндекс», «Сбер» и «Ростелеком» разрабатывают мобильную ОС.
Что это значит: сейчас мобильная разработка наиболее доступна, особенно если речь о простых приложениях вроде навигаторов или небольших сервисов бронирования.
Тренд №2. Киберриски выросли, а специалистов стало меньше
В феврале 2023-го аналитики SuperJob отметили, что вакансий в IT и телекоммуникациях стало на 27% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом количество соискателей заметно выросло: по данным HeadHunter, теперь на одну IT-вакансию приходится около 4 резюме против 1,8 в начале 2022-го.
Казалось бы, работников стало больше — а значит, проще найти высококвалифицированных специалистов. Но пока ситуация обратная: в основном спрос формируют «джуны», причем многие — без коммерческого опыта. Ушедший бизнес не стал вкладываться в их релокацию, а оставшиеся работодатели, как правило, урезают программы стажировок. В итоге на HeadHunter сегодня на каждое рабочее место в столице претендуют 16-17 «зеленых» айтишников, а в Санкт-Петербурге — 18.
Размытие экспертизы опасно: некачественное мобильное приложение с его данными о пользователе и платежах — настоящая находка для мошенников. К тому же разработчики подстраиваются под новые сторы и другие сервисы — а значит, риски повышены.
Соответственно, «кибербезопасники» сейчас особенно востребованы. Так, летом прошлого года одних только специалистов, способных отразить DDoS-атаки, на HeadHunter искали на 66% чаще, чем годом ранее. Сейчас как минимум половине отечественных компаний не хватает экспертов по информационной безопасности, считают в «СерчИнформ» и HeadHunter. У госорганизаций и ключевых для России предприятий дефицит еще острее — около 80%, по оценкам Минцифры.
В результате рынок отечественных ИБ-решений растет вопреки прогнозам: по итогам 2022 года Positive Technologies оценили прирост в 10-20%.
Что это значит: могут вырасти цены на решения для киберзащиты — но надежность приложения должна оставаться одним из первых приоритетов.
Тренд №3. Пользователи стали разборчивее и экономнее
В 2022 году мобильные приложения установили 255 млрд раз — это на 11% больше, чем в 2021 году. И дольше держали открытыми: каждый день средний пользователь проводил в приложениях по пять часов — это на 3% больше показателей позапрошлого года. Такие данные приводит Data.ai, прогнозируя, что к 2028 году общее время, проведенное в приложениях, вырастет с сегодняшних 4,5 до 6 трлн часов.
При этом поведение потребителей меняется из-за экономического кризиса: большее время в большем числе приложений пока не приводит к большим тратам — впервые в истории магазинов приложений. В 2022 году пользователи оставили в сторах на 2% меньше денег, чем в 2021-м — $167 млрд. Особенно тенденция заметна в сегменте мобильных игр — их монетизация в маркетах упала примерно на 5%. К концу текущего года она снизится еще на 3%, прогнозирует тот же Data.ai.
Впрочем, частично за снижение трат ответственны ужесточение правил работы с персональными данными (таргетировать рекламу стало сложнее) и высокая база пандемийных лет (тогда пользователи неадекватно много времени уделяли развлечениям в смартфоне).
Общей статистики по тратам российских пользователей в приложениях пока нет. Но, по опыту Neti, их «платежеготовность» упала сильнее, чем в среднем по миру. Сказывается общая нестабильность, невозможность оплаты российскими банковскими картами и, как результат, отмена автоматических подписок. Объем импульсивных покупок также существенно просел — а они составляют львиную долю дохода владельцев приложений.
Кроме того, у российских потребителей выработалась привычка к диверсификации: вместо одного приложения они теперь предпочитают держать несколько аналогичных, «на всякий случай». Из-за этого доходы конкретных компаний тоже падают — платежи размываются по рынку.
Что это значит: самое время использовать новые технологии, чтобы удержать пользователей и повысить их активность.
Что предпринять прямо сейчас
Во-первых, инвестируйте в новые технологии и «киллер-фичи» — они станут дополнительными аргументами для клиентов. Как подсчитали в Ericsson, через пять лет к 5G подключатся 5 млрд активных устройств по всему миру — к этому моменту доступ к сверхбыстрой связи будет у 85% населения планеты, а сети 5G возьмут на себя около 70% всего мобильного трафика. Для владельцев мобильных приложений это означает большие заработки при меньших расходах: по сравнению с 4G, 5G будет быстрее как минимум в 10 раз, а как максимум — в 100. Правда, частоты для 5G в России вряд ли освободятся в ближайшее время — но скоро начнет распространяться новое поколение Wi-Fi 6E, также с высокой скоростью.
Ускорение открывает новые возможности по привлечению и удержанию клиентов: макияж в дополненной реальности, как в приложении L’Oreal, ИИ-собеседник, как у TenChat, мощная персонализация, как у Netflix — да хотя бы видеосториз, как у «Золотого яблока». А еще голосовое и жестовое управление, встроенные игры, связка с умными устройствами и другой сложный функционал, который сейчас заметно замедляет приложения на сетях слабее 4G.
Учитывая, что пользователи охотнее платят за интересные впечатления, вкладываться в такие инновации стоит уже сегодня. Так, по прогнозам Neti, на российском рынке мобильных приложений в течение полугода вырвутся в лидеры те компании, которые прямо сейчас встраивают ИИ-функционал в свои приложения — для аналитики и нового пользовательского опыта.
Во-вторых, переключитесь на кроссплатформенность и быстрые тестирования — это поможет охватить большую аудиторию меньшими усилиями. Тренду на кроссплатформенность и гибкую разработку несколько лет, но сейчас он как никогда силен, особенно в России. Уход зарубежных сторов, отключение поддержки — все это требует новых решений: как за раз сделать мобильное приложение, подходящее для разных сторов, операционных систем и экранов.
«Заготовок» для таких адаптивных приложений довольно много: около 40 фреймворков и языков программирования. Многие с открытым кодом, то есть бесплатны. На одном из самых популярных, Flutter, разработаны такие высоконагруженные приложения, как Google Ads, Alibaba и Ebay — а ими ежедневно пользуются сотни миллионов пользователей.
Можно вовсе не запускать полноценный апп — и сделать ставку на PWA (Progressive Web Application), прогрессивный гибрид приложения и сайта. Это приложение с привычным пользователю интерфейсом (правда, с ограниченным функционалом), которое не нужно скачивать, им можно пользоваться из браузера.
В отличие от базовых веб-приложений, в PWA могут быть несколько страниц, пуш-уведомления, доступ к камере и офлайн-режим. А еще PWA собирают веб-трафик, чего не могут настольные приложения — и стоят дешевле их.
Все эти преимущества сказываются на доходах владельца приложения. Например, с PWA Starbucks нарастил количество ежедневных активных пользователей в два раза. У Pinterest активность пользователей выросла на 60%, доходы с рекламы — на 44%, а время пользования — на 40%.
В-третьих, сформулируйте четкие требования к безопасности своего приложения — чтобы не потерять данные и доверие пользователей. В России острая проблема с утечками пользовательских данных — только в марте за это оштрафовали Skyeng и «ТуТу». В целом за прошлый год произошло около 150 подобных крупных инцидентов, подсчитал Роскомнадзор. И хотя обеспокоенность населения киберзащитой явно растет, 75% компаний до сих пор не соблюдают закон о персональных данных, показывает опрос «К2 Интеграция».
Что касается отечественных мобильных приложений, то большинство из них (83%) уязвимы, свидетельствуют данные «Стингрей Технолоджиз». Самые проблемные зоны связаны с платежами, коммуникацией и сбором физических данных вроде геолокации.
Чтобы обезопаситься, в первую очередь важно правильно ставить задачи разработчикам приложения. В ТЗ нужно явно и максимально конкретно указать требования:
1. К самым чувствительным местам приложения. Обычно приложения в первую очередь защищают от утечки персональной информации и атак, направленных на остановку работы.
2. К уровню защиты. Так, «броня» у финтех-приложения должна быть многослойнее, чем у навигатора.
3. К тестированию на уязвимости: как часто тестировать, какие слабые места исправлять в первую очередь и т.д.
4. К обучению сотрудников правилам безопасности и тому, как реагировать на инциденты.
5. К мониторингу и логированию. Важно определиться, какие события и действия пользователей проверять и фиксировать в поиске сбоев и взломов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора