Гонка на гиперзвуке: почему американские военные отказались от новой ракеты
Программа по разработке оружия быстрого реагирования воздушного базирования ARRW (Air-Launched Rapid Response Weapon) была запущена в 2017 году, ее результатом должна была стать гиперзвуковая ракета AGM-183A. Идея заключалась в том, чтобы создать планирующий аппарат, который запускался бы на ракетном ускорителе, примерно таком же, какие используют баллистические ракеты. Затем гиперзвуковой аппарат, несущий боеголовку, отделяется и движется, подобно планеру, через верхние слои атмосферы.
По проекту планер ракеты AGM-183A должен был лететь со средней скоростью от 6,5 до 8 чисел Маха (то есть в 6,5-8 раз быстрее скорости звука), а максимальная скорость оценивалась в 20 Махов. Основным носителем AGM-183A должен был стать стратегический бомбардировщик B-52.
Спешка
Из-за успехов Китая и России в разработке гиперзвуковых вооружений ВВС США пришлось спешить с разработкой ответных мер. Компания Lockheed Martin одновременно вела две программы гиперзвукового вооружения и в 2018 году получила контракты от ВВС на разработку их прототипов. В рамках программы ARRW государство выделило $480 млн на ракету AGM-183A. Второй была программа HCSW по созданию дистанционно управляемой ракеты большой дальности с применением новейших технологических решений. Но из-за высокой стоимости и длительных сроков разработки программу закрыли в 2020 году, сделав ставку на ARRW. Тем более что в рамках этого проекта можно было использовать технологии, уже применявшиеся в существующих вооружениях, что должно было существенно ускорить процесс.
По словам руководителя программы вооружений ВВС бригадного генерала Хита Коллинза, с самого начала реализации программы ARRW пришлось пойти на определенный риск. Вместо того чтобы провести проект ракеты через комплексные процессы исследования, разработки, испытания и оценки, менеджеры программ Пентагона решили пойти по ускоренному пути — быстрое прототипирование и тестирование, за которым должно было последовать быстрое производство и развертывание. При такой спешке, в случае если новое оружие терпит неудачу на испытаниях, уже поздно проводить качественную оценку проблем и вносить необходимые исправления — времени на это просто нет.
Испытания
Поначалу ничто не предвещало беды. Семь испытаний возможности интеграции ракеты с самолетом B-52 прошли успешно. Но дальше возникли проблемы. В 2021 году из-за проблем при запуске провалились все три летных испытания. Генерал Коллинз пытался сохранять оптимизм и ожидал скорого начала производства ракеты. Однако неудачи привели программу в состояние цейтнота. В 2022 году надо было повторить неудавшиеся испытания и одновременно начать новый цикл тестов.
Кроме того, начались проблемы с финансированием. ВВС запрашивали на 2022 финансовый год $161 млн на закупку первых 12 ракет. Однако Конгресс, видя проблемы с испытаниями, сократил программу на $80 млн, при этом указав Пентагону, что надо сосредоточится на доработке, а не на закупках проблемной ракеты. В 2022 году ситуация с программой только ухудшилась. Несмотря на два успешных испытания ракеты (в мае и июле), было понятно, что график сорван, а денег на производство нет. Министр ВВС Фрэнк Кендалл признал, что даже успешные испытания не гарантируют, что программа будет реализована.
Когда же проведенный 13 марта 2023 года испытательный пуск ракеты снова не увенчался успехом, это окончательно похоронило проект. 30 марта глава службы закупок ВВС Эндрю Хантер заявил об отказе от ракеты AGM-183A. При этом решено было провести два последних испытательных полета прототипов для сбора данных, которые помогут с будущими гиперзвуковыми программами.
Концептуальные проблемы
Несмотря на то, что администрации Дональда Трампа и Джозефа Байдена поддерживали разработки гиперзвуковых вооружений, среди военных не было всеобщего энтузиазма по отношению к этой программе. Например, Кендалл говорил, что может представить, как будут использовать гиперзвуковые вооружения Китай и Россия, но не понимает, что будут делать с ними Соединенные Штаты.
Существующие гиперзвуковые технологии лучше всего подходят для поражения неподвижных целей, а так как стратегия США, по словам Кенделла, состоит в том, чтобы сдерживать агрессию и отвечать на нее, американским ВВС необходимо оружие, способное бороться с движущимися целями. Потенциальные цели, например китайские военные корабли, можно поразить и не гиперзвуковым оружием. Джон Венейбл, старший научный сотрудник The Heritage Foundation, предполагает, что с этой задачей справятся бомбардировщики-невидимки.
Проблемы производства
Дело еще и в том, что работы по гиперзвуку в США в основном проводились исследовательскими институтами, чье внимание сосредоточено на инновациях, а не на надежности. В итоге получается, что технологии в США есть, но они далеки от внедрения в производственный процесс. Заместитель министра обороны по закупкам и снабжению Уильям ЛаПланте сомневается, что оборонная промышленность сможет производить гиперзвуковое оружие в значительных объемах.
Производители, со своей стороны, не спешат участвовать в конкурсах на поставки новых ракет, так как не уверены в стабильности бюджетных ассигнований и заказов Минобороны. Есть сложности и с испытательной инфраструктурой. Хотя военные располагают одиннадцатью полигонами, на которых можно проводить испытательные полеты, Пентагон оценивает дефицит финансирования лабораторной и испытательной инфраструктур в сфере гиперзвукового военного производства в $817 млн. Однако Конгресс в 2023 году выделил $486 млн на всю испытательную инфраструктуру Пентагона.
Альтернатива
Однако стоит помнить, что, кроме ARRW, в США существует еще несколько проектов по разработке гиперзвуковых вооружений. Одним из них является HACM — программа по созданию гиперзвуковой крылатой ракеты с воздушно-реактивным двигателем, которая летит как реактивный самолет с постоянной мощностью, что делает ее еще более маневренной, чем ARRW. Но траектория полета такой ракеты пролегает на меньшей высоте, где воздух плотнее, — это ограничивает максимальную скорость, вероятно, она составляет около 7 Махов.
Для ВВС США HACM является более привлекательным проектом, прежде всего потому, что речь идет о небольшой ракете. На стратегическом бомбардировщике В-52 можно разместить только четыре ракеты ARRW, зато целых 20 HACM. Кроме того, малые размеры позволяют разместить эти ракеты не только на тяжелых бомбардировщиках, но и на тактических истребителях F-15, F-16 и др.
Кроме того, армия и флот США совместно разрабатывают гиперзвуковой планер — C-HGB, который будет интегрироваться с ракетами морского и наземного базирования. По заверениям военных, он сможет развивать максимальную скорость в 17 Махов и поражать цели на расстоянии более 2700 км. Уже в этом году первая батарея наземной системы с гиперзвуковым планером C-HGB будет развернута на базе Льюис-Маккорд в штате Вашингтон.
Конечно, провал программы ARRW нанес удар по ВВС и вооруженным силам США в целом. Однако для Пентагона разработка гиперзвукового оружия остается приоритетом. Американские военные по-прежнему рассчитывают закупить в 2024 году 24 гиперзвуковые ракеты. Всего Пентагон в бюджете на 2024 год запросил $11 млрд на разработку и создание гиперзвуковых вооружений.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора