Новые альянсы: почему Саудовская Аравия решила помириться с Сирией
Соглашение между Саудовской Аравией (КСА) и Исламской Республикой Иран (ИРИ), неожиданно для многих заключенное при посредничестве Китая в Пекине, видимо, начало оказывать деэскалационный эффект на многие проблемы Ближнего Востока, хотя и в разной степени и с разными результатами.
Первым проявлением этого эффекта может стать нормализация отношений между Саудовской Аравией и Сирией. 23 марта стало известно, что Сирия и Саудовская Аравия договорились вновь открыть свои посольства, закрытые из-за разрыва дипломатических отношений еще в 2012 году. Эр-Рияд намерен возобновить и работу своего консульства в Дамаске после окончания в конце апреля священного для мусульман месяца Рамадан.
Потепление в отношениях между Саудовской Аравией и Сирией стало бы важным шагом в сближении арабских стран Залива с режимом Башара Асада, которому арабские лидеры региона (кроме султана Омана) объявили бойкот после начала гражданской войны в 2011 году. Еще до появления сообщений о восстановлении сирийско-саудовских отношений Асад 19 марта был встречен красной ковровой дорожкой во время своего уже второго официального визита в Абу-Даби, а еще месяцем раньше он посетил Оман, где его также принимали как главу дружественной страны.
По примеру соседей
Похоже, что изоляция Асада в арабском мире скоро закончится, и Саудовская Аравия хочет успеть принять участие в этом процессе и использовать его в своих интересах.
Кроме того, Саудовская Аравия внимательно отслеживала реакцию на возобновление отношений между ОАЭ и Сирией. Эр-Рияду стало ясно, что Запад сейчас не готов предпринимать какие бы то ни было активные действия против стран, нарушивших политическую изоляцию Дамаска.
Действительно, США «решительно выступили» против нормализации отношений арабских стран с президентом Сирии Башаром Асадом, особенно после его второго визита в ОАЭ. «Мы не станем мириться с режимом Асада и не будем поощрять других, у которых отсутствует подлинный и устойчивый прогресс на пути к политическому урегулированию», — заявил журналистам представитель Госдепартамента Ведант Патель.
Однако на Ближнем Востоке теперь склонны игнорировать подобные предупреждения. Ведь не Соединенные Штаты, а Китай, надавивший на Иран, смог предоставить Саудовской Аравии гарантии безопасности от атак со стороны йеменских повстанцев хуситов, поддерживаемых Тегераном. В то время как США выводили свои расчеты ЗРК Patriot из КСА на фоне ударов хуситов по объектам саудовской компании «Арамко» и не смогли предложить внятного плана по разрешению йеменского кризиса.
Помимо ОАЭ, такие страны, как Алжир, Ирак, Оман, Тунис, Иордания, Бахрейн и Египет, считают, что стратегия изоляции и санкций в отношении Сирии должна быть пересмотрена. Этот подход теперь находит отклик и на «арабской улице», что очень важно для Саудовской Аравии, чьи правители носят титул «хранителей двух исламских святынь» (священных мечетей в Мекке и Медине) и пытаются прислушиваться к голосам мусульман по всему миру. После того, как стало очевидно, что режим Асада выиграл войну и с ним все равно придется иметь дело, восстановление отношений с ним стало восприниматься с молчаливым пониманием, хотя еще несколько лет назад вызвало бы серьезную критику в арабском обществе.
Общие интересы
В некоторых вопросах королевство могло бы рассчитывать на Асада как на партнера. Это касается, например, Ливана. Сирия и Ливан имеют давние политические, экономические, культурные и религиозные связи как друг с другом, так и с Саудовской Аравией и Ираном и могут извлечь немалые выгоды из восстановления отношений после Пекинских соглашений.
Вероятно, Саудовская Аравия хотела бы вовлечь Сирию в собственную игру в Ливане. Следует напомнить, что во времена Хафеза Асада (отца нынешнего сирийского президента) Дамаск и Эр-Рияд неплохо ладили на ливанском треке, разграничивая собственные интересы и сдерживая там влияние Ирана и «Хезболлы». Сложившийся в последние годы ирано-сирийский альянс привел к усилению влияния в Ливане проиранской «Хезболлы» в ущерб местным суннитским партнерам Эр-Рияда, но теперь Саудовская Аравия будет ждать значительных уступок в Ливане — как от Тегерана, так и от Дамаска.
Альтернатива Ирану
Сейчас Саудовская Аравия и Эмираты активно помогают пострадавшей от землетрясения Сирии, пользуясь тем, что США из гуманитарных соображений частично приостановили санкции против Дамаска. Такая поддержка может стать важным сигналом для Асада, заставив его пересмотреть баланс в своих отношениях с Ираном и арабскими государствами, в пользу последних. У Тегерана в настоящий момент нет лишних средств для поддержки сирийского режима. Например, Иран отказался от поставок в Сирию нефтепродуктов в кредит, попросив оплатить их авансом.
Таким образом, возвращение Сирии в арабский мир может ослабить ось сопротивления Западу, которую Иран выстраивал через Багдад и Дамаск вплоть до Бейрута. В свою очередь и сам Асад, видимо, продолжает поиск вариантов для того, чтобы сократить иранское влияние в своей стране и свести к минимуму критику со стороны арабских столиц по этому поводу.
В рамках этих маневров стоит рассматривать и визит сирийского президента в Москву 15 марта. Асад встретился с Владимиром Путиным всего через несколько дней после объявления о саудовско-иранском соглашении в Пекине. Одним из ходов, указывающим на то, что он, возможно, ищет способы сбалансировать иранское влияние, является его обращение к российскому президенту с предложением увеличить количество российских военных и баз в Сирии и сделать их присутствие там постоянным. Этот жест может быть благоприятно воспринят и в арабских столицах.
Кроме того, по данным The Wall Street Journal, именно Россия сыграла ключевую роль в перезапуске процесса нормализации саудовско-сирийских отношений. Эта тема, вероятно, затрагивалась в ходе визита сирийского лидера в Москву. Показательно, что несколькими днями ранее в российской столице побывал и саудовский министр иностранных дел принц Фейсал бин Фархан.
В свою очередь, российский фон саудовско-сирийской нормализации, безусловно, несет в себе и антиамериканский угол. Подобные шаги Саудовской Аравии вопреки подходам Вашингтона — это еще одна демонстрация снижения американского влияния на Ближнем Востоке после Пекинских соглашений. Саудовская Аравия, взявшая курс на нормализацию отношений с Дамаском, тем самым продолжает диверсификацию собственных внешних связей, что дает Москве возможность и далее полагаться на Эр-Рияд в качестве своего важного партнера на Ближнем Востоке.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора