К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зеленый свет: как заработать на растущем рынке электрокаров

Фото Carsten Koall / Getty Images
Фото Carsten Koall / Getty Images
В 2022 году продажи электромобилей в мире выросли на 68% до 10,2 млн штук — то есть каждый восьмой проданный автомобиль работал на электричестве. Как скоро электрокары вытеснят классические авто на рынках Европы и США и как на этом заработать, рассказывает партнер Capital Lab Евгений Шатов

По данным гонконгской аналитической компании Counterpoint, продажи электромобилей в мире продолжают активно расти: в 2022 году их было продано 10,2 млн штук, что на 68% превышает итоги 2021 года. С учетом глобальных продаж всех автомобилей за прошлый год в размере 81 млн штук, получается, что электромобили заняли около 12,5% в общем объеме. Таким образом, каждый восьмой проданный в 2022 году автомобиль можно было заряжать от розетки. 

Китайцы — впереди

Вот как распределялись проданные электроавтомобили по их типам в IV квартале прошлого года: 72% были классическими электрокарами без двигателя внутреннего сгорания (BEV, Battery Electric Vehicles), а остальная часть — это подключаемые гибриды (PHEV, Plug-in Hybrid Electric Vehicles). Обычные гибридные автомобили без возможности подзарядки от розетки Counterpoint к электромобилям не относила. Лидером по продажам электрических авто стала китайская компания BYD, тогда как Tesla заняла лишь второе место. На четвёртом месте ещё одна китайская компания — Geely, являющаяся также владельцем бренда Volvo. 

Главными рынками сбыта электрических авто являются Китай, США и Европа. По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), в 2022 году доля классических электромобилей на рынке ЕС достигла 12,1%, еще 22,6 % набрали гибридные авто, а вот доля обычных дизельных и бензиновых машин в сумме лишь немногим превысила 50%.  

 

Получается, что каждый пятый (21,5%) проданный в 2022 году в Евросоюзе автомобиль можно заряжать электричеством от розетки. Особенно показательны в этом плане результаты IV квартала 2022 года. За этот период продажи BEV-автомобилей выросли на 31,6% по сравнению с тем же периодом 2021 года, PHEV-гибридов было продано на 29,5% больше, обычных гибридов — на 22,2% больше. 

В Европе, США и Китае электрические автомобили продолжат отъедать долю у обычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Из-за «спецоперации»* на Украине стоимость бензина и дизеля на территории Европы выросла. По данным tolls.eu, цена на бензин в Германии с начала 2022 года увеличилась на 4%, во Франции — на 17%. Это добавило популярности авто с электродвигателями. Кроме того, помогают государственное стимулирование экологичных автомобилей, развитие инфраструктуры в виде зарядных станций, появление на рынке новых моделей электрических машин в различных ценовых сегментах.

 

Производители расширяют модельный ряд электрокаров, предлагая автомобили в начальном и среднем ценовом сегменте. К примеру, Volkswagen предлагает компактную городскую модель e-up! по цене от €30 000. В диапазоне €40 000-50 000 у концерна есть сразу три электромобиля: ID.3, ID.4 и ID.5. Для европейских покупателей такие цены являются вполне приемлемыми, особенно учитывая дальнейшую экономию на заправке и обслуживании автомобилей без двигателей внутреннего сгорания, а также различные льготы и преференции водителям таких машин. 

Конкуренция на рынке электрокаров растет, и производители уже борются за покупателей, предлагая скидки и снижая отпускную стоимость своей продукции. Все указывает на то, что в 2023 году доля автомобилей с электрическими моторами в общем объёме продаж снова заметно увеличится. 

Электрификация Европы

Больше всего среди стран Евросоюза EV-электромобилей было продано в Германии (198 000 за IV квартал), Франции (62 000) и Швеции (37 000). Отдельно стоит отметить продажи электрокаров в Норвегии — за три последних месяца 2022 года жители этой страны купили 58 356 классических электромобилей. Норвегия является мировым лидером по переходу на электрические авто: в феврале 83% проданных в стране машин были BEV-авто. Еще 7% рынка заняли PHEV, тогда как обычные авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) не набрали и 5% продаж. 

 

В прошлом году европейские власти согласовали закон, по которому с 2035 года запрещались продажи автомобилей с ДВС. В начале нынешнего месяца должно было быть проведено голосование среди членов ЕС для окончательного утверждения решения. Однако оно было отложено, а Германия и Италия пока сомневаются в том, чтобы окончательно принять данный закон. Так что, вполне возможно, дата бана на автомобили с ДВС будет пересмотрена. 

По скорости электрификации автомобилей США хоть и уступают Европе, но и там популярность экологичных авто растет с каждым годом. В 2022 году 5,7% проданных в стране автомобилей были полностью электрическими. В 2021-м этот показатель был на уровне 3,2%, в 2020-м — 1,7 %, а в 2019-м лишь 1,4% реализованных в США автомобилей были BEV-электрокарами. 

Продажи в IV квартале 2022-го выросли в годовом выражении на 72%. За прошлый год на территории Соединенных Штатов было продано почти 763 000 полностью электрических автомобилей. Около двух третей от этого числа составили автомобили Tesla. 

Tesla отлично чувствует себя на домашнем рынке: продажи в 2022 году выросли на 43% по сравнению с 2021-м. Однако американцам интересны электрические машины и других брендов: продажи BEV-авто прочих компаний в IV квартале прошлого года выросли на 269% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Это связано в том числе и с расширением предложения на рынке: с каждым годом производители предлагают все больше автомобилей с электрическим мотором. 

Успехи Европы и США в части электрификации автотранспорта меркнут на фоне ситуации в Китае. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в минувшем году в стране было реализовано 6,5 млн электромобилей (BEV + PHEV), что на 94,3% больше результата 2021 года. В общей структуре продаж они набрали колоссальные 27,8%. Растут продажи и электрического коммерческого транспорта — на 78,9%. Росту популярности электрических авто способствуют и политика властей и бизнеса по увеличению сети зарядных станций: их число к концу прошлого года приблизилось к 5 млн штук. 

 

В России продажи новых электромобилей также растут, несмотря на общее падение авторынка. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2022 году в России было продано 2998 электрокаров, что на 33% больше, чем годом ранее. Всего на территории нашей страны за прошлый год было реализовано 626 281 автомобиль, так что доля электрических машин не достигла и половины процента. 

Как на этом заработать?

Электомобили становятся частью нашей повседневной жизни, все больше людей в разных странах делают выбор в пользу электрического автомобиля, нежели авто с двигателем внутреннего сгорания. Эта тенденция продолжается и в будущем будет только ускоряться, что создает потенциальные возможности для инвесторов. На рынке уже достаточно много производителей электрокаров и компаний, деятельность которых сопряжена с этим направлением. 

Делая свой выбор в пользу той или иной компании, необходимо внимательно оценить все возможные риски. Инвесторы, более склонные к риску, могут рассмотреть классических производителей электрокаров, для которых это направление является основным видом деятельности, таких как Tesla, Li Auto, BYD, Xpeng, Nio.  

Если же в текущих условиях, когда рынки подвержены повышенной волатильности, риски хочется минимизировать, можно сделать выбор в пользу инвестирования в компании традиционных автопроизводителей, многие из которых уделяют активное внимание развитию производства электрокаров (инвестируют в разработки, расширяют производственные мощности, создают собственные производства по производству батарей и пр.). Среди них можно выделить Ford, Geely Automobile, Bayerische Motoren Werke AG. Еще один вариант поучаствовать в тенденции перехода к EV — инвестирование в производителей аккумуляторов: QuantumScape Corporation, Contemporary Amperex Technology Co.

 

Автомобили с ДВС постепенно уйдут в прошлое. И в ближайшие годы ожидается сильный рост производства электрокаров. Это окажет положительное влияние на  компании отрасли и позволит им продемонстрировать хорошие финансовые показатели, а инвесторам, в свою очередь, даст возможность заработать.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+