Послание бывшим: какие выводы может сделать крупный бизнес из заявлений президента
В 2024 году будет 30 лет первому посланию президента Федеральному собранию. Юбилейным послание 2024 года правда не будет, Владимир Путин в 2017 и 2022 годах решил к парламентариям не обращаться. И вот все эти 30 лет от речи президента (кто бы им ни был) ждут масштабных инициатив и чего-то потрясающего. Обычно ожидания остаются ожиданиями. Исключений немного: 2011 год (уходящий президент Дмитрий Медведев объявил о масштабной политической реформе), 2018-й (готовящийся переизбраться Владимир Путин рассказал о новых видах российского оружия) и 2020 год — тогда было объявлено о конституционной реформе. Что до остальных посланий, то только очень дотошный исследователь российской политики сможет сходу по основным тезисам определить год произнесения.
Пока не молодцы
В послании 2023 года не говорилось о новых конституционных или политических преобразованиях, не показывались презентации новых разработок российского ВПК. Но эта речь может запомниться не меньше. И не международной составляющей. За последние годы Владимир Путин часто критиковал Запад и США, и он явно будет говорить о них еще много раз. Не первый раз он говорил и о крупном бизнесе. Но здесь отличие в том, что время для увещеваний бывших олигархов президент, похоже, считает закончившимся.
Судя по речи, Путин уверен, что его политика пользуется поддержкой подавляющего большинства населения. Просто есть молодцы (это военные и оборонщики прежде всего), а есть те, кому еще предстоит постараться, чтобы стать молодцами. И это бизнесмены.
Этот пункт послания получился сравнительно коротким, но емким. Было признано, что часть бизнеса не хороша, потому что ради быстрой выгоды продавала природные ресурсы, а не вкладывалась в развитие технологий. Но все же эти предприниматели не совсем виноваты — так получилось из-за огрехов в строительстве рыночной экономики и, конечно, без иностранных советников здесь не обошлось. А вот в чем многие бизнесмены виноваты, так это в сверхпотреблении, покупке по всему миру замков и яхт.
Новые правила
А дальше было два самых важных пункта. Во-первых, никто из граждан не будет переживать из-за того, что любителей легкой наживы обобрали в США и Европе, потому что и яхты раздражали, и про приватизацию 90-х никто не забыл. Это похоже на напоминание о том, что легитимность частной собственности, особенно приобретенной по итогам приватизации, по-прежнему остается под вопросом. А может быть, и нет никаких вопросов, и граждане будут только рады действиям государства, направленным на ликвидацию одного из последних пережитков «лихих 90-х». Тем более что дальше идет во-вторых. Путин подчеркнул, что люди, контролирующие стратегические предприятия, не могут быть в зависимости от «недружественных» правительств. И выбор тут простой, либо «доживать свой век в арестованном особняке с заблокированными счетами», либо сделать правильный выбор — «быть со своей Родиной, работать для соотечественников, не только открывать новые предприятия, но и менять жизнь вокруг себя — в городах, поселках, в своей стране».
По сути, Владимир Путин заявил о наступлении нового этапа в жизни крупного российского бизнеса. Это не атака на олигархов, с ними Кремль управился в начале нулевых, когда из страны уехали Владимир Гусинский и Борис Березовский. Потом было «дело ЮКОСа» и заявленное «равноудаление бизнеса». Чем дальше, тем реже руководство РСПП, в котором собрали и бывших олигархов и тех, кто вырос до солидных масштабов в более поздние времена, обозначало серьезные расхождения с властью. С 2012 года робко, а в 2016-м и 2018-м в полный рост в предвыборных кампаниях стали задействовать трудовые коллективы, безусловно, на стороне главного кандидата и его партии.
Отсутствие отдельной политической линии и умение поддерживать когда нужно было частью регулярно переписываемых правил игры. Сегодня Кремль, кажется, хочет переписать их заново. Тем более что прежней нужды в связях крупного бизнеса со всем миром больше нет — Путин помянул «парадигму свободного рынка» как что-то ушедшее. И безусловно вредное.
Возможно, крупный бизнес сам должен подсказать, какое место он хочет занять в общем строю, а уж его собеседники смогут это красиво сформулировать. А возможно, бывшим сверхпотребителям предстоит, наряду с Западом, стать объектом тщательной критики в ближайший год. Это удобно для предвыборной кампании, которая еще не началась, но уже идет полным ходом. Хотя о своих планах на 2024 год Владимир Путин, как обычно, будет молчать до последнего.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора