К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Стратегия поиска работы за границей: что писать, с кем говорить и к чему готовиться

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Поиск работы за границей — процесс не самый простой и быстрый. Если одни профессионалы за несколько месяцев получают офер, другие могут потратить на изучение списка вакансий, череду собеседований и переезд два-три года. Основательница и СЕО сервиса по поиску работы за границей AgileFluent Дарья Шульгина рассказывает, сколько времени на самом деле занимает поиск работы за границей, почему так долго, что и в каком порядке надо сделать, чтобы приблизить желаемый результат

В России для людей с опытом работы и востребованной профессией алгоритм поиска работы в большинстве случаев понятен. Нужно обновить резюме, отправить его друзьям и бывшим коллегам, которые работают в топовых компаниях вашей отрасли, прошерстить популярные сайты вакансий и написать знакомым рекрутерам. Через 10–15 собеседований большинство middle-айтишников, диджитальщиков и general-менеджеров подпишут офер с 10–20% роста в зарплате.

По опыту наших клиентов, айтишник из России (например, разработчик, тестировщик или архитектор) будет искать работу в Европе в среднем шесть–восемь месяцев, а если есть вопросы к конкретным профессиональным навыкам или не хватает английского — и того больше. Айтишник из Европы найдет работу значительно быстрее — за один-три месяца. 

Обладатели других диджитал-специальностей — продакт- и проджект-менеджеры, аналитики, дизайнеры, маркетологи, исследователи — должны быть готовы к еще более длительным срокам, от восьми до 15 месяцев. В основном потому, что компании из Европы и Америки ищут  сотрудников, которые уже работали с аудиторией клиентов из разных стран. Еще потому, что для бизнес-ролей важна локальная специфика и очень хороший английский. 

 

Помимо объективных причин (отсутствие международного опыта, необходимость выдавать рабочие визы, высокие требования к уровню английского), из-за которых кандидаты из России долго ищут работу за границей, сами процессы, стандарты и правила рынков отличаются. Незнание этих правил усложняет путь, зачастую снижая шансы кандидата до минимальных.

С какими отличиями в поиске работы за границей сталкиваются кандидаты из России и что нужно сделать, чтобы этот длительный процесс принес нужный результат? 

 

Приготовиться к большому количеству этапов отбора

Если в России через два-три интервью кандидат получает офер, то в европейских компаниях (например, Bolt, Exness, N26) или офисах международных компаний (те же Booking, Amazon, Epam) предстоит пройти шесть-восемь этапов отбора: интервью с рекрутером (15–20 минут), тестовое задание, интервью с нанимающим менеджером, техническое интервью, встреча с командой, тестирование, финальная встреча с лидером направления или CEO и обсуждение офера с HR. На все этапы в одну лишь компанию стоит закладывать два-три месяца, причем первые три недели будут казаться очень вялыми — компании отвечают достаточно долго после отправки резюме.

Человеку, планирующему заняться поисками работы за рубежом, надо запастись терпением и энергией, потому что этот процесс потребует немалых интеллектуальных и физических ресурсов. Рекрутеры и нанимающие менеджеры компаний ожидают от кандидата как минимум базовой подготовки — знаний о компании и продукте, заготовленных вопросов к интервьюеру,  отрепетированной самопрезентации и внятных ответов про свой опыт. Если сил и времени на подготовку нет, шансы пройти интервью невысокие. Не стоит рассчитывать, что вы произведете впечатление за счет гениальной импровизации. Таких случаев практически не бывает. 

Научиться выбирать самые релевантные вакансии

Если в России кандидат выбирает обычно из нескольких сотен открытых вакансий, то международный рынок труда огромен — в каждый момент времени открыты сотни тысяч вакансий разработчиков и аналитиков. В десятки раз больше, чем в России, требуется и финансистов, бухгалтеров, сейлз-менеджеров и операционных менеджеров.

 

Больше вакансий на рынке означает больше возможностей для кандидата, однако выбирать подходящие твоему опыту, уровню и предпочтениям вакансии среди тысячи вариантов непросто — даже на крупных джоб-бордах, таких как Glassdoor, LinkedIn, Monster, Indeed, нет возможности фильтровать вакансии по профессиональным навыкам, требованиям к знанию местных языков или по тому, помогает ли работодатель с получением визы. Из-за этого поиск подходящих вакансий может занять сотни часов. 

Правильная стратегия — подписаться на все релевантные для вас рассылки свежих вакансий от крупных платформ, искать вакансии на небольших нишевых сайтах (например, только для креативных профессий, только в Нидерландах), подготовить список компаний, в которых хочется работать, изучить их карьерные сайты и написать в LinkedIn напрямую нанимающим менеджерам из этих компаний. 

Изменить подход к составлению резюме

Сделать качественное резюме для международного рынка — большая работа. В России многие даже вполне успешные кандидаты не уделяют резюме серьезного внимания. Ведь для работодателей из России контекст понятен — зачастую названия компаний, в которых работал кандидат, говорят сами за себя, запроса на детальные кейсы и результаты в резюме часто нет.

В резюме для международного рынка важно отразить результаты работы в каждой компании (по методу XYZ: «Добился X, это измерялось Y, сделал для этого Z») и не забыть описать волонтерские проекты, участие в конференциях и все имеющееся у вас образование, включая любые курсы, тренинги и дополнительное повышение квалификации. Все это нужно постараться уместить на одной-двух страницах. 

Помимо других требований к составлению резюме для международного рынка, сами стандарты хорошего CV отличаются от страны к стране. Так, например, работодатели из Великобритании, Америки и части европейских стран (Нидерланды, Италия) фото в резюме не оценят — компании стараются сохранять дистанцию и не нарушать принципы дайверсити в поиске кандидатов. А вот в Австрии, Венгрии, Норвегии и Португалии фото в резюме воспримут вполне нормально. 

 

Если в России рекрутер взглянет на каждое резюме, то в Европе и США, как правило, первый скрининг кандидатов проводит ATS (Applicant Tracking System). По ключевым словам из вакансий и дополнительным критериям (например, кандидаты из конкретных вузов или компаний) система отметает тех, кто точно не подходит.

ATS использую многие компании, потому что конкурс на место очень большой. Рекрутер из Лондонского fintech-стартапа рассказывал нам, что на техническую вакансию в среднем присылается 1500 резюме. Отсмотреть такое количество заявок вручную просто нет возможности.

Отсюда и еще одно отличие в резюме для российского и международного рынков — резюме не должно быть написано в свободной форме без учета текста вакансии и конкретных требований к ней. Чем больше в резюме релевантных ключевых слов, тем выше шансы попасть на интервью.

Какие ключевые слова стоит добавлять в свое резюме? Все просто — это фразы и выражения, названия инструментов, подходов, методов, которые используются в описании вакансии.

 

То есть буквально, если в описании вакансии есть, например, слова «видение продукта» (product vision), «запас идей» (backlog of ideas), «воронка роста» (growth funnel), «кросс-функциональная команда инженеров» (cross-functional team of engineering), то вам надо постараться сформулировать свое резюме так, чтобы и в нем они были. Как и большинство других слов из описания.

Кандидатам из России часто приходится слегка переступать через себя, проделывая этот фокус, потому что им кажется, что это слишком прямолинейно, примитивно и неубедительно. Не стоит так думать: на самом деле на другом конце от вас ждут именно такой прямолинейности. Не нужно ничего усложнять там, где этого не требуется. Не волнуйтесь, сложностей у вас и так будет достаточно.  

Быть активным в профессиональных соцсетях

Делая как все соискатели, то есть откликаясь на вакансии на сайтах, вы попадаете на самый широкий и конкурентный этап воронки, где шансов, что вас выберут, очень мало.

По нашей статистике, около 40% откликов на вакансии через сайты (джоб-борды) остаются без ответа, еще на 30% в течение нескольких часов прилетают автоматические отказы, а остальные 20% получают отказ в течение двух недель. И только в 5-10% случаев кандидата зовут на интервью.

 

Недостаточно просто искать вакансии на сайтах и на них откликаться. Важно получать как можно больше приглашений от рекрутеров напрямую — через рефералов, нетворк и профессиональные соцсети, такие как LinkedIn или XING для немецкого рынка.

Чтобы получать приглашения на интервью напрямую от рекрутеров, важно правильно заполнять разделы профиля в LinkedIn: добавить портретное фото, написать в шапке свою роль и индустрии, в которых вы работали, не оставлять пустым блок About — «Общие сведения» (в нем нужно рассказать о своем пути в профессии и долгосрочной карьерной цели), описать свой опыт и указать там результаты, которыми гордитесь, а еще добавить 30+ навыков в блок Skills.

Также важно регулярно проявлять активность в LinkedIn — заходить в профиль, оставлять комментарии к постам коллег и экспертов из разных стран, добавлять людей из вашей сферы деятельности и потенциальных работодателей в друзья, получать письменные рекомендации от коллег и добавлять их в свой профиль в блок Recommendations, писать рекрутерам и нанимающим менеджерам компаний и рассказывать о себе. 

Писать много мотивационных писем на английском

В России сравнительно редко работодатели просят мотивационное письмо при отклике на вакансию. Возможно, потребуется написать пару слов о себе, когда отправляешь резюме рекрутеру напрямую, но это сложно назвать полноценным эссе на 200–350 слов — именно так обычно выглядит стандартное мотивационное письмо в Европе и США.

 

По нашей статистике, в 80% случаев для бизнесовых и 60% — для технических  вакансий западные работодатели просят мотивационные письма. С одной стороны, чтобы усложнить процесс подачи заявки и отмести недостаточно мотивированных кандидатов, с другой — чтобы тщательнее выбирать кандидатов для интервью, ведь каждый следующий этап отбора для компании стоит все дороже.

У Cover Letter (мотивационного письма) есть две ключевых задачи: показать, что вы подходящий кандидат, и донести до рекрутера вашу заинтересованность в позиции. Для первого нужно привести несколько кейсов из опыта, которые подтвердят, что вы справитесь с поставленными задачами. Для второго важно четко обрисовать свою мотивацию: почему вам нравится компания и чем заинтересовала вакансия.

Резюме и мотивационное письмо — дополняющие друг друга элементы. Резюме, как правило, помещается максимум на двух страницах и содержит информацию о вашем опыте работы и профессиональных достижениях, образовании, hard skills (профессиональных навыках), дополнительных интересах и деятельности (волонтерство, проекты вне работы). Мотивационное письмо должно убедительно показать ваше соответствие роли и мотивацию работать в компании. 

Если подходить к каждому мотивационному письму как к новому, откликаться много не получится. А в поиске работы на международном рынке важно количество. Поэтому полезно собирать все варианты кейсов, которыми можно похвастаться в сопроводительном письме, и формулировки, которыми можно описывать причины, почему вам понравилась компания и вакансия (тут пригодятся готовые шаблоны вроде I see this role as a perfect fit for me — «Я считаю, что эта позиция — идеальное попадание для меня»), в отдельный файл, чтобы, как конструктор, собирать будущие Cover Letter за несколько минут.

 

Подготовиться к первому контакту с работодателем

В России часто первое интервью проходит сразу с руководителем, за рубежом — сначала с рекрутером. На звонке нужно произвести впечатление, показать, что вашего английского достаточно, а с soft skills все отлично.

Чтобы успешно проходить интервью с международными рекрутерами, важно подготовить свою самопрезентацию (короткий рассказ о себе на три-четыре минуты),  иметь заготовленные ответы на вопросы: почему вы ищете работу и на какую зарплату претендуете. Рекрутер может задать несколько вопросов про вашу предметную область, чтобы проверить, насколько хорошо вы владеете профессиональной лексикой. Если вы не уверены в своем уровне знания профессиональных терминов на иностранном языке, можно поискать в интернете список распространенных вопросов и потренироваться с коллегой или репетитором.

Будьте готовы ответить рекрутеру и на технические вопросы (например: какова роль систем непрерывной интеграции в автоматизированном процессе сборки?). Бывает, что их задают уже на этапе знакомства, чтобы проверить hard skills сейчас, а не тратить время нанимающего менеджера, особенно, если их не хватает.

Задавать вопросы

И компания, и кандидат выбирают друг друга на равных: задают вопросы, проверяют по определенным критериям, просят паузу для взвешенного принятия решения. Вы должны продемонстрировать работодателю, что вы ценный сотрудник, который осознанно готовится вступить в отношения сотрудничества.

 

На то, насколько вы заинтересованы в вакансии (много ли задаете вопросов, готовитесь ли к интервью), будет обращать внимание каждый рекрутер и нанимающий менеджер. Тот же принцип действует и в отношении потенциального работодателя — важно уловить заинтересованность, отметить, насколько детально интервьюер рассказал о компании и позиции.

Все эти моменты заставляют постоянно быть начеку, тратить много времени на подготовку и тренировать английский, чтобы проактивно вступать в обсуждения с интервьюером и не опасаться задавать прямые вопросы.

Действительно, процесс поиска работы за границей имеет свои особенности. Больше этапов, в сотни раз больше открытых вакансий, свои правила составления резюме, необходимость писать мотивационные письма — все это делает поиск работы сложнее и дольше. Однако если знать правила игры и настроиться на большую работу, то шансы получить офер значительно выше.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+