Добыча в условиях санкций: какое будущее ждет налог на дополнительный доход
Еще в 2019 году была проведена одна из ключевых реформ в налогообложении добычи нефти в России — заработал новый налог на дополнительный доход (НДД). Основная задача, которую он был призван решить, — стимулирование добычи и прекращение практики предоставления адресных льгот по НДПИ, которые не позволяют учесть рентабельность добычи на конкретных месторождениях. Налог изначально работал в пилотном режиме, а в 2022 году его применение было существенно расширено: 86 новых участков недр должны перейти на НДД в течение двух лет. Но к концу 2022 года стало ясно, что ситуация со спросом на российскую нефть заметно изменилась. Как будет работать НДД в новых условиях?
Налог на результат
До 2019 года добыча нефти облагалась только НДПИ. Это рентный налог, который взимается по твердой ставке с каждой тонны добытых углеводородов. НДД, напротив, взимается с финансового результата от реализации нефти, что позволяет учесть реальные затраты и убытки бизнеса, связанные с разработкой месторождения. Такой механизм дает возможность отложить налоговую нагрузку до момента получения компаниями реальной прибыли от добычи, что повышает инвестиционную привлекательность разработки трудных категорий запасов, добыча которых при уплате НДПИ нерентабельна.
Нефтяная отрасль чувствительна к налогообложению как никакая другая — только ресурсные налоги составляют около 60% стоимости нефти. При этом условия добычи и затраты компаний могут сильно варьироваться в зависимости от категории запасов, сложности извлечения, регионов добычи, инфраструктурных особенностей. Потребность в разработке налога, учитывающего такие особенности, возникла давно.
По сути, НДД позволил достичь баланса интересов между бизнесом и государством: компании получают стимул для инвестиций в разработку новых месторождений, а государство в перспективе — новые налоговые поступления за счет увеличения добычи.
НДД в 2023 году
В 2022 году, несмотря на санкции, России удалось не только сохранить, но даже несколько увеличить добычу нефти. Однако в 2023-м риски для нефтяной отрасли, а значит, и для бюджета стали только выше. Основным из них является введение рядом стран эмбарго и потолка цен на российскую нефть, а с февраля — и на нефтепродукты. Кроме того, бюджет чувствителен к снижению котировок Urals, по которым рассчитываются как НДПИ, так и НДД, а следовательно, существенная часть бюджетных поступлений, стабильность которых сегодня важна как никогда.
На этом фоне уже сейчас различные, в том числе иностранные, эксперты прогнозируют падение добычи нефти в 2023 году до 10-15%. Не исключают некоторого снижения добычи и в Минэнерго.
Что же ждет в условиях вероятного сокращения добычи налог, который призван ее стимулировать? Сейчас в правительстве обсуждаются параметры применения НДД на 2024 год. Логично было бы предположить, что расширения действия налога на новые участки не будет, однако ответ на этот вопрос не так очевиден.
Работа по импортозамещению технологий добычи трудноизвлекаемых запасов ведется в России уже несколько лет — есть успехи, но в условиях санкций замена западных технологий потребует еще больших инвестиций. Кроме того, разработка месторождений с нуля имеет отложенный эффект с точки зрения увеличения добычи, поскольку компаниям требуется время на строительство и подготовку инфраструктуры, особенно в отдаленных регионах.
Поэтому переход тех или иных участков на НДД сегодня совершенно не означает увеличения добычи завтра, результат достигается «накопленным итогом» в течение нескольких лет. Здесь, скорее, важен вопрос о том, какие конкретно проекты будут переведены на НДД, для чего нужны правильные критерии отбора. В нефтяной сфере налоговая нагрузка существенно влияет на рентабельность, в связи с чем обещание государства перевести тот или иной проект на условия НДД является весомым аргументом при принятии инвестиционного решения.
Отдельно стоит отметить важность НДД для независимых игроков, для которых фактор налоговой нагрузки может быть определяющим при планировании дальнейшей деятельности.
Безусловно, в условиях турбулентности расширение НДД не будет первым приоритетом для государства, но это совершенно не говорит о невостребованности данного режима в перспективе. НДД уже зарекомендовал себя как работающий и, что важно, понятный механизм налогообложения и для государства, и для налогоплательщиков. И чтобы в условиях сокращения традиционных запасов не допустить сильного падения добычи в перспективе трех-четырех лет, данный налоговый режим нужно расширять.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора