Торможение на повороте: почему китайская экономика не вернется к былому росту
После карантина
В 2022 году ВВП Китая вырос на 3%, что стало самым медленным приростом китайской экономики с 70-х годов (исключая карантинный 2020-й) и оказалось почти вдвое ниже установленной в начале года китайскими властями цели в 5,5%. С момента проведения экономических реформ Дэн Сяопина в 1978 году до начала 2010-х годов средний годовой темп прироста китайского ВВП составлял около 10%, однако он существенно замедлился в последние годы после того, как Китай обогнал Японию (с населением в 10 раз меньше) и стал второй экономикой мира.
Хотя динамику 2022 и 2020 годов легко списать на вводившиеся в стране жесткие карантинные ограничения, в экономике Китая назрели и более глубокие структурные проблемы, которые стране придется решать уже после открытия экономики.
Драйверами роста ВВП Китая до 2022 года служили:
- экспортно ориентированный характер экономики
- инвестиции в недвижимость
- рост населения страны
Судя по итогам прошлого года, эти факторы перестали действовать.
В 2021 году экспорт занимал порядка 20% в структуре ВВП страны. В декабре 2022 года объем экспорта КНР в долларовом выражении упал на 9,9% к декабрю 2021-го, при этом импорт упал на 7,5%. Основные потребители китайского экспорта — США и европейские страны, а они в 2022 году сократили объем закупок в Китае на 18% и 20% соответственно. Такого рода показатели обусловлены не китайскими карантинными ограничениями, а снижением потребительского спроса в развитых странах. Рекордная инфляция, повышение процентных ставок центральными банками, следующее за этим снижение располагаемых доходов населения и замедление экономической активности — вот факторы снижения китайского экспорта в западные страны. В условиях балансирования экономик США и Европы на грани рецессии восстановление объемов, на наш взгляд, маловероятно. В 2023 году мы ожидаем снижения экспорта КНР еще на 3,3%.
Сектор недвижимости занимал около 29% в структуре ВВП в 2020 году и около 23% — в 2021-м. При этом сами китайские власти еще до начавшихся в конце 2021 года проблем уже некоторое время признавали, что на рынке недвижимости формируется пузырь. Си Цзиньпин впервые заявил, что «дома нужны для того, чтобы в них жить, а не для спекуляций» на XIX съезде КПК в 2017 году, и затем этот тезис стал официальной государственной позицией.
После банкротств застройщиков и резкого, почти на 28%, падения продаж недвижимости в 2022 году ситуация в секторе относительно стабилизировалась. Тем не менее говорить о восстановлении прежних темпов не приходится — бурный рост в прошлом был основан на спекуляциях и инвестициях за счет заемных средств.
Что касается населения Китая, то его рост замедлялся уже давно: умеренно высокие темпы прироста наблюдались в 70-е и 80-е, однако уже в 2010-е годы темпы роста населения в процентном выражении были не выше, чем в США. Демографический переход — глобальная тенденция для всех стран в их историческом развитии, и в 2022 году население Китая сократилось впервые с 1961 года — на 850 000 человек. Тренд на снижение рождаемости и старение населения будет служить долгосрочным вызовом для экономики Китая. Впрочем, другие страны в такой ситуации шли на повышение пенсионного возраста, а в КНР он один из самых низких в мире — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. При этом в последние годы экономика уже испытывала проблемы со структурой занятости: уровень безработицы молодежи в возрасте до 24 лет в июле 2022 года достигал 19,9%.
Неизбежная трансформация
Таким образом, в 2023 году китайская экономика хотя и получит импульс благодаря открытию страны после карантина, в то же время столкнется с рядом долгосрочных вызовов. Вернуться к двузначным значениям экономического роста у Китая, видимо, уже не получится. Наш базовый сценарий предполагает рост ВВП Китая на уровне 5,5% в 2023 году — в первую очередь за счет восстановления внутреннего потребления и роста розничных продаж на 7,7%.
Со снятием карантинных ограничений перед Китаем встает вопрос структурной трансформации: стране необходимо развивать национальный финансовый рынок и внутреннее потребление для повышения качества жизни населения. Доля расходов домохозяйств на потребление в структуре ВВП Китая в настоящее время менее 40%, тогда как в США, экономике с развитым внутренним рынком, это значение находится ближе к 70%.
Дополнительным стимулом для развития внутреннего рынка становится ухудшение отношений Китая с США — американские корпорации, такие как Apple, уже переносят производства из КНР в Индию и другие страны Юго-Восточной Азии, где население все еще растет, а зарплаты рабочих могут быть ниже, чем у китайцев с их растущим уровнем жизни.
Для рынка акций китайских компаний наблюдаемое долгосрочное замедление темпов роста экономики не является прямой угрозой. Наблюдавшиеся в последнее десятилетие темпы роста ВВП выше 6% практически никак не отражались на росте рынков акций Гонконга и внутреннего Китая. Это происходило ввиду структурных особенностей рынка акций страны, не отражавшего экспортный характер экономики. Более того, наращивание экспорта из Китая не выражалось в росте прибылей крупнейших публичных компаний страны — доля экспортеров в рамках наиболее широкого китайского индекса MSCI China составляет, по данным инвестиционного банка CICC, около 13%.
Большинство китайских компаний, акции которых обращаются на биржах, ориентированы на внутренний рынок. И именно его развитие может не только помочь Китаю преодолеть назревшие экономические вызовы, но и стать положительным фактором для китайских акций, которые долгое время отставали от фондовых индексов США и Европы.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора