К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бум IT-курсов и стоп на инвестиции: как 2022 год изменил рынок образования в России

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Падение инвестиционной активности, необходимость локализации бизнеса, потеря клиентов из-за блокировки популярных соцсетей на рынке EdTech в 2022 году совпали с ростом спроса на дополнительное профессиональное образование, и прежде всего на IT-курсы. К чему это привело и какие компании смогут выжить в таких условиях в 2023-м, в колонке для Forbes рассуждает управляющий директор образовательного холдинга Ultimate Education Никита Подлипский

Рост в ДПО

Несмотря на прогнозы, российский рынок EdTech в 2022 году продолжает показывать положительную динамику год к году, пусть и с замедлением. По оценке основательницы исследовательской компании Smart Ranking Дарьи Рыжковой, по итогам этого года рост суммарной выручки 100 крупнейших EdTech-компаний может составить 15–20% по сравнению с 2021 годом, а общий объем их выручки может вырасти до 83 млрд рублей. Для сравнения: в 2021-м рост выручек крупнейших EdTech-компаний России составлял около 70%, а их сумма — 73 млрд рублей. По оценке образовательной компании «Нетология», рост всего EdTech-рынка в 2022 году составит 20–25%, а его объем — 270 млрд рублей.

Самую активную динамику на этом рынке в 2022 году показывают дополнительное профессиональное образование (ДПО) и сегмент детского образования. Аналитики Smart Ranking отмечают, что эти сегменты растут быстрее всего рынка EdTech и являются наиболее устойчивыми в этом году. Согласно имеющемуся у Ultimate Education отчету Smart Ranking, рост ДПО в II квартале составил 23,47%, а детского образования — 22% год к году. По итогам II квартала дополнительное профессиональное образование также было самым крупным сегментом EdTech: на него приходилось больше трети выручки крупнейших компаний. При этом один из лидеров этого сегмента, компьютерная академия TOP, в II квартале вырос почти в два раза. По прогнозу аналитиков Smart Ranking, по итогам года ДПО вырастет на 30% .

На высокие темпы роста сегмента ДПО в этом году повлияли интерес россиян к смене профессий, особенно в IT-направлении, и общий уровень нехватки специалистов. По данным отчета консалтинговой компании Frost & Sallivan (есть у Ultimate Education), в начале 2022 года более чем 30 млн специалистам в России требовались профессиональная переподготовка или повышение квалификации. Традиционная система образования с такой задачей не справится, поэтому, по мнению аналитиков, спрос на ДПО на онлайн-платформах будет расти еще долго.

 

Ускоренное взросление

Основным вызовом для EdTech-компаний, как и для многих других, в 2022 году стала быстрая перестройка процессов. Игрокам этого рынка пришлось быстро менять каналы привлечения аудитории из-за потери доступа к рекламе в Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), подстраиваться под смену поведения потребителей. Из-за кризиса снизилась доля спонтанных покупок — теперь при выборе образовательных продуктов пользователи стараются принять взвешенное решение. 

В целом отечественный EdTech-рынок достаточно быстро адаптировался к новым условиям, перестроил свои продуктовые и маркетинговые стратегии. Правда, полностью восполнить нехватку трафика так и не удалось: в отчете Smart Ranking игроки фиксируют итоговую потерю до 30% аудитории, до которой не удается дотянуться доступными маркетинговыми инструментами. Поэтому значительно выросла важность комьюнити и эффективных каналов привлечения органического трафика.

 

В результате всех этих перемен у всего рынка произошло ускоренное взросление. Главными изменениями при этом стали:

Локализация активов. Многие компании российского EdTech-рынка вынуждены были (во всяком случае, на время) отказаться от своих мировых амбиций и заморозить либо отделить зарубежную экспансию от основного российского бизнеса. Например, в III квартале 2022 года Skyeng приостановила рекламные кампании в Европе и сконцентрировалась на России и СНГ. В целом страны СНГ стали основным направлением зарубежной экспансии. Среди компаний, которые активно развивают присутствие там, — Skillbox, Ultimate Education, «Яндекс Практикум», «Алгоритмика» и др. 

Часть компаний, однако, продолжили экспансию за пределы СНГ, в основном в дружественные страны. Например, российская IT-школа Rebotica начала работать в Индии, а образовательная платформа GetCourse — в Индии и Бразилии. Кто-то (например, школа цифровых профессий Refocus в Юго-Восточной Азии) запускал образовательные проекты сразу за рубежом. 

 

Фокус на прикладные направления и IT. Уже в марте-апреле игроки EdTech-рынка заметили увеличение спроса на IT-курсы на 30–50% по сравнению с докризисным периодом. По данным мобильных операторов, с января по середину августа интернет-трафик в сервисах по обучению IT-специалистов вырос на 87%. Повышенному интересу к получению IT-профессий в этом году способствовали сравнительно стабильный спрос на айтишников, высокий уровень зарплат в этой сфере, возможность трудоустройства в аккредитованные IT-компании и наличие формата удаленной работы.

Cпрос вырос не только на IT-специальности, но и на прикладные программы в целом. Поэтому компании активно наращивают свои доли в этой сфере. Мы в Ultimate Education заметили увеличение спроса на разработку игр и диджитал-дизайн. Кроме того, в этом году видим повышенный интерес к психологии — увеличился спрос на получение психологических профессий, а также на корпоративную психологическую помощь. На фоне новостей об импортозамещении сохранился и даже вырос спрос на профессии в сфере модного бизнеса и производства.

Рост интереса к офлайн- и гибридным форматам. Крупные игроки рынка активно запускают гибридные форматы обучения (офлайн + онлайн) для расширения аудитории, повышения лояльности и вовлеченности студентов. Одной из первых среди игроков EdTech-рынка в офлайн вышла образовательная платформа Skillbox. Компания выделила в отдельное бизнес-направление офлайн-школы и приобрела миноритарную долю школы рисования Grafika. По итогу сделки компании создают совместное предприятие и планируют развивать креативное сообщество в регионах. За 2022 год компании уже открыли семь офлайн-пространств под брендом Skillbox. 

Хороший рост на рынке показывают и гибридные буткемпы (лагеря с интенсивным обучением для программистов. — Forbes). Elbrus Bootcamp в 2022 году увеличил выручку почти в два раза. В «Яндекс Практикуме» в декабре также отмечали увеличение спроса на этот формат в два раза с момента запуска в августе. В компании прогнозируют еще больший рост в ближайшие годы.

Тренд на прозрачность результатов обучения и изменение карьерной траектории. Вслед за изменением потребительского поведения игроки EdTech-рынка стали делать акцент на индивидуальные образовательные траектории. Например, тот же Skillbox представил образовательные продукты с нелинейным обучением — пользователь выбирает задачу, решает ее, собирает баллы и переходит на следующий уровень. При этом студент сам определяет последовательность решения задач и может пропускать их. Такой подход позволяет сделать массовые EdTech-программы актуальными для специалистов с разным опытом и входными данными.

 

Выживают на свои

С начала 2022 года на EdTech-рынке, естественно, снизилась инвестиционная активность. По данным исследования Venture Guide, венчурные инвестиции в России в этой сфере за январь-ноябрь упали на 81% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За эти месяцы на рынке произошло 12 сделок на общую сумму $27,1 млн. Самые крупные инвестиции: $9 млн вложено в онлайн-школу программирования для детей Kodland, 520 млн рублей — в платформу для профориентации «Профилум», 500 млн рублей — в Ultimate Education. 

В целом у EdTech-отрасли сравнительно низкая база. Это молодая сфера, поэтому даже одна-две крупные сделки могут кардинальным образом повлиять на общую динамику. Для примера: в прошлом году общий объем венчурных инвестиций оценивался в $149,2 млн, согласно VentureGuide. При этом 63% ($95 млн) общего объема пришлись всего на три сделки: $50 млн в GetCourse, $35 млн в Novakid и $10 млн в «Алгоритмику».

Мы связываем текущее падение инвестиций в EdTech с несколькими важными трендами. Во-первых, изменился инвестиционный ландшафт — из России ушли международные инвестиционные фонды. После двукратного роста, до $48,5 млн, в 2021 году объем сделок в сфере образования с иностранным участием в 2022-м упал до $9 млн, согласно VentureGuide. При этом доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в EdTech сохранилась на уровне 32–33%: сократился прежде всего объем вложений.

В результате российские проекты, которые планируют развитие на локальном рынке, оказались ограничены в выборе: либо привлекать инвестиции от крупных локальных инвестиционных фондов и частных инвесторов, либо искать крупного стратегического инвестора в лице корпораций. Рассчитывать на иностранные инвестиции сейчас могут только бизнесы, которые полностью находятся за пределами России и имеют валютную выручку. 

 

Здесь важно отметить, что активность инвесторов — корпораций в сфере EdTech тоже снизилась. Последние несколько лет на рынке происходила консолидация вокруг крупных экосистемных игроков, включая образовательные и IT-корпорации. Одним из наиболее активных инвесторов в 2019–2021 годах был холдинг VK (ранее Mail.ru Group), который инвестировал в Skillfactory, «Алгоритмику», «Учи.ру» и другие проекты. В этом году корпорации сфокусировались на текущих проектах, адаптации стратегий и продуктовых линеек.

Как следствие, мы в Ultimate Education в 2022-м заметили повышенный интерес образовательных стартапов к поиску инвестиций. Но у проектов изменились цели, под которые они ищут средства. Раньше EdTech-проекты привлекали инвестиции для масштабирования на новые, в первую очередь международные рынки. Сейчас они сосредоточились на трансформации текущей модели, адаптации маркетинговой стратегии и борьбе за удержание клиента на локальном рынке.

Изменились и подходы инвесторов, включая наш холдинг. Если раньше при выборе проектов на первый план выходили долгосрочные перспективы и потенциал капитализации бизнеса, то сейчас инвесторы смотрят в первую очередь на показатели текущей и прогнозной рентабельности. 

Что будет дальше

В 2023 году образовательный рынок, вероятно, ожидает возобновления M&A-активности (по слияниям и поглощениям. — Forbes). Движение в этом направлении уже идет. Например, в сентябре стало известно, что группа компаний «Просвещение» планирует M&A-сделки на EdTech-рынке, преимущественно в сегменте детского образования. Холдинг Ultimate Education в IV квартале 2022-го приобрел контроль в Moscow Digital School и увеличил свои доли в нескольких проектах до контрольных. 

 

Несмотря на общее падение инвестиционной активности, есть предпосылки для того, чтобы прогнозировать ее восстановление в 2023-м. Сохранению интереса венчурных инвесторов к EdTech будут способствовать высокий спрос на переквалификацию в России, перспективы ускорения все еще невысокого проникновения онлайна и положительная динамика рынка. Среди макротенденций на мировом уровне эксперты также отмечают рост спроса на повышение квалификации в удаленных и смешанных форматах обучения.

2022 год показал, что в сильной позиции на рынке окажутся рентабельные проекты с устойчивыми бизнес-моделями, где рост происходит за счет реинвестирования чистой прибыли. Венчурные модели, в которые необходимо постоянно докладывать инвестиции, скорее всего, уйдут в прошлое не только в России, но и в мире. На рынке останутся только рентабельные компании с готовым продуктом — именно им будет проще привлекать капитал в последующие годы. В 2023-м мы увидим еще более скрупулезный подход инвесторов к выбору проектов и продолжение адаптации игроков рынка к новым реалиям.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

,

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+