Мобилизация на паузе: как власть, военные и общество привыкают к новым правилам
Министр обороны Сергей Шойгу отчитался перед президентом о том, что его задание по мобилизации 300 000 человек выполнено. Многие поспешили трактовать это громко, насколько возможно, — как завершение частичной мобилизации. Однако для завершения мобилизации, которая, кстати, частичной была исключительно номинально, необходим указ президента. Этого нормативного акта нет, потому в любой момент Минобороны может спустить в регионы новые планы — и активные действия возобновятся.
Без лишних формальностей
В целом можно констатировать, что Минобороны может быть удовлетворено результатами мобилизации. Требуемое количество людей набрано. Массовых протестов не наблюдалось и не ожидается. Механизмы вручения повесток быстро отлажены — прекрасно работают рейды на улицах и взаимодействие с работодателями.
Забавно, что, отчитываясь перед президентом, Шойгу как положительный показатель указал мобилизацию 27 000 индивидуальных предпринимателей. Здесь нужно понимать тонкость: для военных индивидуальный предприниматель не представляет интереса как налогоплательщик или организатор бизнеса. Он всего лишь ловкий уклонист, которого сложно поймать на улице и у которого нет отдела кадров, чтобы вручить ему повестку, а дверь жилища он может и не открыть. Потому призванные 27 000 ловкачей — это, несомненно, успех.
В некоторых случаях государство показывало заботу о правах граждан. Зафиксировано множество случаев, когда подлежащие мобилизации заявляли об альтернативной службе либо о наличии отсрочек и получали решение о приостановлении или отмене мобилизации.
При этом нормативное регулирование мобилизации не сформировалось; прокуроры, судьи, чиновники региональных органов власти, военные комиссары попросту не имеют единых разъясняющих указаний и регламентов, что, безусловно, облегчило сам процесс привлечения граждан к военной службе — они просто не знают, на что ссылаться в жалобах на действия должностных лиц. Ну а те, в свою очередь, вольны в трактовке скудной правовой базы.
Оживились законодатели, но их активность, скорее, осложняет работу, менять правила прямо здесь и сейчас сложно. Их попросту невозможно внедрить — все заняты.
Есть сложности с экипировкой новых военных, но люди быстро научились собирать деньги и закупать все необходимое самостоятельно. При этом уголовных дел о хищениях на армейских складах пока не видно. Задача выполнена, люди набраны, и это главное.
Есть бонусы. С 1 ноября начинается сокращенный осенний призыв на срочную службу. Военкоматы переключатся на молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет. Но поскольку мобилизация де-юре не окончена, после призыва можно будет к ней вернуться.
Ну и бюджет. Что может быть приятнее интенданту, чем новый бюджет? Экипировка, вооружение, логистика, новые казармы, центры обучения, дороги, аэродромы, ремонт техники — это деньги и еще раз деньги.
Бенефициары процесса
Маркером ситуации необходимо считать оценку Владимира Путина, который приказал министру обороны совершенствовать порядок мобилизации, ликвидировав вскрывшиеся недостатки. В переводе с чиновничьего языка — похвалил и дал добро работать дальше именно в этом режиме. Чистая победа Шойгу.
Есть и другие бенефициары. Это и бизнесмен Евгений Пригожин, грамотно занимающийся пиаром негосударственных военизированных структур. И глава Чечни Рамзан Кадыров, жестко критикующий некоторых российских генералов. В их пользу работает сложившееся на фоне беспорядков с мобилизацией мнение, что в ЧВК или в «кавказских» подразделениях царит жесткий порядок.
Стали понятны ориентиры ближайших месяцев. Привлечение граждан к военной службе продолжится. Военные комиссариаты ускорятся и станут более эффективными. К взаимодействию с военными будут активно привлекаться правоохранительные органы — это традиционно эффективная схема. Законодательная база и судебная практика — как по жалобам граждан, так и по попыткам уклониться от призыва — вступили в процесс формирования, который продлится очень долго. Судебные дела переживут мобилизацию и, возможно, саму «спецоперацию»*.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.