К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Невозможная подмена: почему трудно поверить в применение Украиной «грязной бомбы»

Фото AP / ТАСС
Фото AP / ТАСС
По мнению российской стороны, Украина может выдать взрыв «грязной бомбы» за нештатное срабатывание российского ядерного боеприпаса малой мощности. Однако, как указывает эксперт по проблемам ядерной безопасности Андрей Баклицкий, подобный сценарий выглядит фантастическим: продукты деления от ядерного взрыва невозможно спутать с последствиями подрыва бомбы, начиненной отработанным ядерным топливом или другими подобными материалами

Заявления о том, что Украина готовит провокацию против России с использованием «грязной бомбы», были сделаны министром обороны Сергеем Шойгу, начальником генерального штаба Валерием Герасимовым и даже президентом Владимиром Путиным. Не имея доступа к закрытой разведывательной информации, экспертам остается только анализировать то, что было сказано публично. И получившаяся картина пока оставляет больше вопросов, чем ответов.

Сценарий для Киева

Наиболее полно обвинение в публичном поле обрисовал начальник войск радиологической, химической и биологической защиты Вооруженных сил России генерал-лейтенант Игорь Кириллов. По его словам, Украина стремится создать «грязную бомбу» — «контейнер с радиоактивными изотопами и зарядом взрывчатого вещества», две украинские организации получили соответствующее задание и работы находятся на финальной стадии. Согласно Кириллову, Киев обладает необходимым для этого большим количеством радиоактивных веществ на действующих и остановленных ядерных реакторах и других объектах, а также научной базой.

В брифинге Министерства обороны две упомянутые организации остались неназванными, но в статье «РИА Новостей», вышедшей двумя днями ранее со ссылками на анонимные источники, упоминаются Восточный горно-обогатительный комбинат (ГОК) и Институт ядерных исследований Национальной академии наук Украины. О них же идет речь и в письме постоянного представителя России при ООН Василия Небензи генсеку организации Антониу Гуттеришу. Выбор Восточного ГОКа здесь выглядит малообъяснимым, предприятие занимается добычей урановой руды и извлечением из нее природного урана методом выщелачивания. Полученный урановый концентрат практически не радиоактивен и не может быть использован ни в «грязной», ни в какой-либо еще бомбе.   

 

Также стоит отметить, что наличие у Украины большого количества радиоактивных веществ (в первую очередь упомянутого в брифинге отработавшего ядерного топлива) не означает, что эти вещества могут быть легко использованы в военных целях. Как государство-член ДНЯО (договор о нераспространении ядерного оружия. — Forbes), не обладающее ядерным оружием, Украина заключила соглашение о гарантиях с Международным агентством по атомной энергии. Более того, Киев подписал с МАГАТЭ дополнительный протокол, дающий агентству расширенный доступ ко всем объектам, чтобы гарантировать, что весь ядерный материал на территории страны используется исключительно в мирных целях. Регулярные инспекции агентства этот факт подтверждали, а Россия не заявляла о недостаточном уровне доступа инспекторов в рамках осуществления гарантий.

Проблемы с логикой

Но наиболее интересным выглядит непосредственный сценарий провокации. По мнению российской стороны, взрыв «грязной бомбы» Украина попытается выдать за «нештатное срабатывание российского ядерного боеприпаса малой мощности», в котором в качестве заряда используется высокообогащенный уран. Наличие радиоактивных изотопов в воздухе будет зафиксировано датчиками Международной системы мониторинга, установленными в Европе, с последующим обвинением Российской Федерации в применении тактического ядерного оружия. 

 

Надо отметить, что подобный план выглядит фантастическим и заранее обречен на провал. Во-первых, Украине пришлось бы где-то взять высокообогащенный уран, чтобы имитировать невзорвавшуюся часть боеприпаса. Материала подобного уровня обогащения (свыше 90%) в стране нет и взять его неоткуда. Во-вторых, продукты деления даже от частичного ядерного взрыва заметно отличаются от «грязной бомбы» любого состава, будь то медицинские изотопы либо даже отработавшее ядерное топливо (низкий уровень обогащения, длительный период облучения). Как международные эксперты, прибывшие на место взрыва, так и датчики Международной системы мониторинга легко отличат одно от другого, так что провокация подобного рода была бы быстро раскрыта.

В западном экспертном и политическом сообществе развернулась активная дискуссия о том, с чем связаны российские заявления о возможной провокации с использованием «грязной бомбы». Не вдаваясь в их суть, хотелось бы отметить следующее: Россия не в первый раз говорит о возможных провокациях на территории Украины с применением оружия массового уничтожения. 

В конце апреля генерал-лейтенант Кириллов заявлял, что «Министерство обороны России располагает сведениями о подготовке США провокаций с целью обвинения российских Вооруженных сил в применении химического, биологического или тактического ядерного оружия». В июне Министерство обороны сообщало, что Украина готовит провокацию с химическим оружием в Одессе. В июле постоянный представитель России при ОЗХО Александр Шульгин информировал организацию о подготовке Украиной провокаций с применением химического оружия в Донецкой области, Николаеве и Харькове. К счастью, ничего из этого не произошло.

 

Сложно сказать, с чем связано подобное расхождение — с тем, что провокации не планировались, что российской дипломатии удавалось успешно разоблачить замыслы противника или с чем-то еще. Но на данный момент корреляция между российскими заявлениями о готовящейся провокации и реальными событиями скорее отрицательная. Остается надеяться, что такой она останется и в данном эпизоде.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+