Отмена автообмена: о чем нужно помнить россиянам со счетами за рубежом
Что такое налоговый обмен
В 2022 году фокус личных и деловых интересов многих россиян в силу массовой релокации и эмиграции сместился за границу: люди открывают зарубежные счета, перерегистрируют компании в зарубежных юрисдикциях, при этом оставаясь российскими налоговыми и валютными резидентами. Этих россиян напрямую коснется механизм налогового обмена, в рамках которого российские налоговые органы получают информацию о зарубежных активах и имуществе.
С 2018 года Россия участвует в автоматическом обмене финансовой информацией (Common Reporting Standard, CRS). Это механизм, разработанный ОЭСР, в рамках которого финансовые организации разных стран собирают и передают своим национальным налоговым органам данные о счетах, открытых налоговыми нерезидентами этих стран. Затем налоговые органы, собрав и обработав данные, направляют их налоговым органам стран, с которыми есть соглашения об обмене финансовой информацией, или тем странам, которым они согласились предоставлять данные в одностороннем порядке.
Из западных юрисдикций США в автоматическом обмене CRS никогда не участвовали, а Великобритания прекратила автоматический обмен с Россией еще в 2019 году. Весной соглашение об избежании двойного налогообложения, которое предполагает и налоговый обмен, приостановила Латвия. О приостановке автообмена налоговой информацией с Россией также заявляли Германия и Австрия. При этом в опубликованном ФНС России в июле белом списке юрисдикций, с которыми ведется автообмен финансовой информацией, присутствуют и Швейцария, и Германия, и Латвия. Всего в нем 83 страны и 12 территорий, причем список по сравнению с прошлым годом не только не сократился, но и пополнился новыми странами: в него добавились Албания, Бруней, Новая Каледония, Перу и Эквадор. Уже после публикации списка, в середине сентября, приостановить обмен данными с Россией решила Швейцария — решение касается как автоматического обмена данными о финансовых счетах, так и обмена информацией по запросу. При этом не исключено, что список стран, которые прекратят обмен информацией, еще будет пополняться.
Что это значит?
Последствия отмены автообмена с другими странами для граждан в основном затрагивают две области:
- валютное регулирование;
- контролируемые иностранные компании (КИК).
Круг операций, которые можно проводить по счетам в странах, отказавшихся от обмена информацией, ограничен. На эти счета можно получать зарплату по трудовому договору, соцвыплаты (пенсии, алименты, страховку, стипендии), выплаты по решению суда, возвраты средств за товары. Туда можно вносить наличные и переводить деньги с других своих счетов. А вот зачисление дивидендов и купонов, доходов от операций с ценными бумагами в перечень разрешенных операций не входит.
При выпадении страны из белого списка теряются некоторые налоговые послабления. Например, если сумма операций по счетам в белой юрисдикции за год не превысила в эквиваленте 600 000 рублей или сумма остатка меньше 600 000 рублей при отсутствии зачислений в течение года, резиденты вправе не отчитываться о движении средств. От ограничений и отчетности также освобождены те резиденты, которые проводят за пределами страны более 183 дней в календарном году.
Владельцы КИК рискуют больше. Страны, приостановившие обмен, попадут в черный список ФНС. Это приведет к тому, что собственники и иные контролирующие лица компаний, расположенных в этих странах, не смогут использовать ряд льгот для освобождения от налогообложения в России прибыли таких КИК в полном объеме:
- освобождение от налогообложения в России в случаях, когда компании платят налог на прибыль в стране своего налогового резидентства по ставке не ниже, чем установлено НК РФ;
- льгота по сфере деятельности компании (для банков и страховых организаций);
- льгота для компаний, разместивших обращающиеся облигации.
Самые же тяжелые последствия влечет отмена соглашений об избежании двойного налогообложения между Россией и иностранными государствами. В таком случае доходы налогоплательщиков могут облагаться налогом как в стране источника, так и в стране налогового резидентства полностью. Однако столкнутся с этим россияне только со следующего года — отмена соглашений может вступить в силу только со следующего налогового периода.
Что делать?
России нужно увеличивать поступления в бюджет, поэтому после того, как мораторий на штрафы за валютные нарушения закончится, налоговики могут проявить повышенный интерес к операциям по счетам в странах, которые больше не обмениваются информацией с российской стороной. Штраф за нарушение валютного контроля — от 20% до 40% от суммы не разрешенной валютной операции. При этом использование средств, зачисленных на счет в нарушение валютного контроля, может также рассматриваться как новая незаконная валютная операция.
В первую очередь необходимо проанализировать финансовые потоки и продумать реструктуризацию. Например, перевести ценные бумаги со швейцарских счетов в страны, с которыми обмен информацией не приостанавливается. Также целесообразно получать и хранить банковские выписки и документы, подтверждающие природу платежей. При этом не исключен пересмотр валютных правил, поскольку изменение белого и черного списка стран затронет большое число российских резидентов.
Что с проверками?
На практике c начала 2022 года мы видим кратное увеличение запросов со стороны налоговых органов в отношении информации, полученной ими в рамках автоматического обмена финансовой информацией с Россией. Это происходит из-за того, что обработка информации за 2019 и 2020 годы была произведена более эффективно, чем за прошлые, и на радар налоговых органов попало больше налогоплательщиков. Все чаще используется метод предпроверочного анализа, когда налоговые органы запрашивают пояснения и документы, подтверждающие доходы налогоплательщика, вне рамок камеральной или выездной проверки. При получении уведомления от налоговой инспекции о проведении предпроверочных мероприятий рекомендуется не игнорировать подобный запрос, а попытаться связаться с налоговым органом и понять, в чем суть запроса. Часто, предоставив дополнительные разъяснения и документы, вопросы можно закрыть на предпроверочной стадии, и это намного проще, чем в процессе полноценной выездной налоговой проверки, которая с большой вероятностью начнется, если предварительный запрос будет проигнорирован.
Как правило, инспекция в рамках мероприятий предпроверочного контроля просит налогоплательщика добровольно представить информацию и уточнения по информации, полученной от зарубежных коллег. Часто данные, полученные налоговой напрямую от иностранных банков, могут не совпадать с данными, предоставленными в отчетности налогоплательщика по разным причинам. Тем не менее, по информации от представителей ФНС, данный инструмент контроля доказал свою эффективность и будет продолжать активно использоваться налоговыми органами. В этой связи мы рекомендуем заранее собрать все документы, которые могут подтвердить суммы доходов и расходов, право на льготы и зачет налогов, уплаченных за рубежом, а также подобрать правоприменительную практику в случаях, когда законодательство не устанавливает однозначные правила налогообложения и может толковаться по-разному. Такие документы могут помочь налогоплательщикам избежать дополнительных вопросов со стороны инспекций или открытия полноценной налоговой проверки.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора