К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Защитные юрлица: как компаниям без IT-аккредитации сохранить своих разработчиков

Фото Glenn Carstens-Peters / Unsplash
Фото Glenn Carstens-Peters / Unsplash
Частичная мобилизация затронула IT-компании, которые не успели получить соответствующую аккредитацию, а также организации не из сферы IT, но с крупными собственными отделами разработчиков. Сотрудники и тех и других не могут претендовать на отсрочку от мобилизации для айтишников. Из-за этого компании рискуют остаться без части штата. О том, как избежать этого риска, в колонке для Forbes рассказывает основатель студии разработки «Сибирикс» Владимир Завертайлов

С начала весны 2022 года к нам приходили десятки одинаковых запросов в неделю — подхватить и довести до ума почти готовый проект, так как предыдущая команда больше не может над ним работать. Причины были связаны с политической ситуацией: команды разваливались из-за переезда части сотрудников в другие страны, либо разработку изначально вели студии из Украины, которые после февраля перестали сотрудничать с российскими компаниями.

Сейчас мы наблюдаем возобновление тренда: частичная мобилизация бьет по тем IT-компаниям, которые не успели получить аккредитацию. Их сотрудники не могут претендовать на отсрочку от призыва. В зоне риска оказываются и компании не из сегмента IT, но имеющие собственные IT-отделы. Их инхаус-разработчики могут получить повестку, уехать в другую страну, перейти в аккредитованную компанию, то есть внезапно оставить команду.

Из-за этих рисков перед многими компаниями, которые ведут разработки и создают собственные цифровые продукты, встал выбор: либо быстро выносить команду в отдельное подразделение и получать аккредитацию, либо оставаться без части сотрудников и отдавать задачи на аутсорс. Как определиться с решением?

 

Смертельная пауза

Над одним проектом (в крупных компаниях таких проектов может быть много) — созданием сайта, мобильного приложения, развитием интернет-магазина — обычно работает слаженная команда из 3–10 человек в зависимости от задач и сложности решения. Это менеджер проекта, аналитики, дизайнеры, несколько программистов, тестировщики.

Если часть специалистов покинет команду, ее придется пересобирать заново, а это крайне затратно и сложно. На то, чтобы ввести в курс дела новых участников, потребуется время, ресурсы руководителя проекта. Многое будет зависеть от культуры в компании и того, насколько отлажены внутренние процессы. Но в любом случае в таких ситуациях нужно готовиться к тому, что работа над проектом на какое-то время встанет или очень сильно замедлится. 

 

Свежесформированные команды в лучшем случае выходят на нормальную производительность примерно через полгода работы. Такая долгая пауза в разработке цифровых проектов подобна смерти — через несколько месяцев могут смениться тренды, появятся более развитые решения конкурентов, и возобновление работ потеряет смысл.

Что делать, чтобы этого не допустить? Практически единственный на сегодня вариант, который может гарантировать сохранность IT-команды, — это государственная аккредитация. Сотрудники аккредитованных IT-компаний, работающие по трудовому договору полный рабочий день и имеющие высшее образование по специальности из перечня Минцифры, пока могут претендовать на отсрочку от мобилизации. Компании, где IT не основной вид деятельности, но стратегически важная часть бизнеса, могут вынести IT-отдел в самостоятельное юрлицо и получить аккредитацию. В таком случае они продолжат работать с теми же командами, но уже в формате заказной разработки или аутсорсинга. 

Когда есть смысл создавать отдельное IT-подразделение

Многие банки (например, Сбербанк и «Тинькофф»), крупные компании в сфере интернет-торговли, промышленные предприятия еще весной вынесли в отдельные структуры свои IT-департаменты и получили государственную аккредитацию. Тогда это было необходимо для удержания специалистов в стране: сотрудники аккредитованных IT-компаний могли претендовать на плюшки вроде льготной ипотеки. Сейчас же это дает шанс получить отсрочку от призыва тем, кто не стал уезжать из России. Минцифры официально рекомендует крупным компаниям выносить IT-подразделения в дочерние компании.

 

По моим подсчетам, выводить команду в отдельное юридическое лицо выгодно тогда, когда бизнес может обеспечить стабильный долгосрочный заказ объемом не менее 1000 часов разработки в месяц. Развитие крупного интернет-магазина или маркетплейса, разработка мобильного приложения, финтех-решения, внутренние корпоративные сервисы, автоматизация производства — для таких задач вполне резонно вывести команду разработки в отдельную компанию.

Что такое 1000 часов разработки в месяц? Это нормальная нагрузка при полном рабочем дне и пятидневке для среднего размера команды из пяти–семи человек: нескольких программистов, дизайнера, аналитика-тестировщика и руководителя проекта. Если таких проектов внутри IT-отдела несколько, тем более важно сохранить целостность каждой команды. 

Если же задачи IT-подразделения не такие амбициозные — например, техподдержка пользователей, легкая доработка сайта или приложения, поддержка работоспособности в период пиковых нагрузок, — создавать и аккредитовывать отдельную компанию не имеет смысла. 300–600 часов в месяц не окупятся. В случае, если небольшая команда распадается, задачи проще отдать на аутсорс. Главное — проверить, есть ли аккредитация у будущего подрядчика. Далеко не все компании, предоставляющие IT-услуги, прошли эту процедуру. Особенно внимательно стоит выбирать компанию с широким списком услуг вроде SEO или контент-маркетинга. Такие агентства могут просто не попасть под условия аккредитации. А значит, в любой момент могут оказаться без значительной части команды и затыкать дыры студентами, не подлежащими призыву.  

Как получить аккредитацию

Аккредитация IT-компаний была приостановлена в августе текущего года — Минцифры пересматривает требования к компаниям и условия, совершенствует саму процедуру подачи и рассмотрения заявлений. Также в данный момент разрабатывается форма для подачи заявлений на получение аккредитации на Госуслугах. Ожидается, что форма заработает 10 октября, а сам процесс проверки компании будет занимать не более 15 дней. 

30 сентября правительство опубликовало новое положение об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Условия, описанные в положении, подходят не только IT-компаниям, существующим на рынке в течение нескольких лет, но и вновь созданным юрлицам, в том числе и стартапам без дохода. Вот список условий, которым должны соответствовать вновь созданные IT-компании, работающие менее года:

 
  • Основной вид деятельности организации должен попадать в список профильных ОКВЭД, перечисленных в приложении к положению об аккредитации. Это виды деятельности, присущие именно IT-компаниям: разработка, издание программного обеспечения, торговля программным обеспечением и др. Сейчас в списке более 30 ОКВЭД — недавно Минцифры заметно расширило его по сравнению с первоначальным вариантом.
  • Доля доходов компании от деятельности в области IT должна составлять более 30% всех ее доходов. Если компания зарегистрирована более года назад, ей нужно вычислить среднее значение дохода от IT-деятельности за год, предшествующий подаче заявления на аккредитацию. Если компания подает заявление на аккредитацию в тот же год, что была зарегистрирована, ее доход с момента создания до подачи должен превышать 1 млн рублей. Для подтверждения нужно предоставить справку о доходах с момента регистрации компании. Доля дохода от IT должна составлять все те же 30%. Если суммарный доход компании с создания до подачи заявления меньше 1 млн рублей, она попадает в категорию стартапов и может получить аккредитацию, не выполняя условие о 30% дохода с IT-деятельности. Важным условием в таком случае является включение в реестр стартапов в регионе регистрации компании, если такой реестр уже создан. По словам главы Минцифры Максута Шадаева, на данный момент реестр существует только в Москве. В остальных регионах их начнут создавать в ближайшие месяцы. Пока же региональные стартапы могут подать заявление на аккредитацию, не выполняя условия о вхождении в реестр.
  • На сайте компании должна быть представлена полная информация об осуществляемой деятельности в области информационных технологий, создаваемых IT-продуктах и предоставляемых услугах. Если это IT-подразделение компании, выведенное в новое юрлицо, то для него тоже нужен отдельный сайт.
  • Среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений сотрудникам компании не должен быть ниже, чем среднемесячные заработные платы там, где зарегистрирована компания. В тексте положения формулировка неоднозначная: «не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в Российской Федерации или среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована организация». При этом средняя зарплата по России может заметно отличаться от среднего показателя в конкретном регионе. Пояснений от Минцифры по этому поводу пока нет. Сведения о размере среднемесячной зарплаты можно смотреть на сайте Росстата.
  • Компания должна быть готова раскрыть налоговым органам всю информацию, необходимую для проверки условий попадания в реестр аккредитованных IT-организаций.

Пункт об уровне среднемесячной заработной платы может накладывать ограничение на сроки получения аккредитации. Согласно информации в положении, условие о среднемесячной зарплате «распространяется на организации, созданные не менее чем за квартал до подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации». При этом в положении нет четких формулировок о том, что аккредитация недоступна для компаний, созданных менее чем за три месяца до подачи заявки на аккредитацию. Возможно, ждать три месяца необязательно — Минцифры в своем Telegram-канале обещает скоро выпустить все документы, регламентирующие порядок аккредитации компаний. Но пока остаются неоднозначности в формулировках.

Таким образом, вынося IT-подразделение в отдельную компанию, необходимо обеспечить уровень зарплат сотрудников не ниже рыночного по конкретному региону и организовать поток заказов, который будет приносить доход. Поскольку мы говорим о компаниях, которые будут заниматься разработкой, условие о 30% дохода от IT-деятельности будет выполняться автоматически. Бизнесу с большим количеством постоянных задач на разработку под силу выполнить все эти условия, тем самым сохранив команду, привычные скорость и качество работы над своими проектами. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+