К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Уголовная мобилизация: как Дума подготовилась к новому этапу «спецоперации»

Мобилизация граждан ЛНР (Фото Станислава Красильникова / ТАСС)
Мобилизация граждан ЛНР (Фото Станислава Красильникова / ТАСС)
Накануне объявления частичной мобилизации в России Дума начала оперативно формировать правовую базу для наказания тех граждан, которые не пожелают участвовать в боевых действиях. Подобные шаги говорят о резком росте уровня милитаризации общества, считает адвокат Максим Крупский

Госдума 20 сентября приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект с непримечательным названием «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Основной смысл внесенных поправок сводится к введению в российский Уголовный кодекс понятий «мобилизация», «военное положение» и «военное время».

Новые статьи

Надо полагать, что в ближайшие дни закон будет подписан президентом и новые нормы действительно появятся в Уголовном кодексе. Прежде всего законодатель предлагает внести изменения в перечень отягчающих наказание обстоятельств. Так, пункт «л» части первой статьи 63 будет выглядеть следующим образом: «[Отягчающими обстоятельствами признаются] совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий».

Благодаря этой инициативе появятся и новые составы преступлений. Например, «неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или  ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях» (часть 2.1 статьи 332 УК РФ) с наказанием в виде лишения свободы на срок от двух до трех лет; «сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженные с насилием или с угрозой его применения» (часть 3 статьи 333 УК РФ), за которое можно получить от пяти до 15 лет;  «самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту» (часть 2.1 статьи 337 УК РФ), грозящее сроком до пяти лет, и целый ряд других составов преступлений, квалифицирующими признаками в которых выступает совершение описанных в них действий в период мобилизации или военного положения, а также в военное время.

 

Кроме этого, законопроект предлагает пополнить Уголовный кодекс еще двумя статьями — «Добровольная сдача в плен» (статья 352.1) с наказанием в виде лишения свободы от трех до 10 лет, а также «Мародерство» (статья 356.1).

Новое время

Очевидно, что принятие этого законопроекта связано с российской «спецоперацией»* на территории Украины. На мой взгляд, новые составы преступлений должны послужить своего рода страховкой на случай, если в условиях мобилизации часть граждан по тем или иным причинам пожелает отказаться от участия в боевых действиях. На фоне объявления частичной мобилизации скорость, с которой был принят законопроект, вполне объяснима. 

 

Практика применения новых составов преступлений будет зависеть от темпов мобилизации и реакции на нее российского общества. Вряд ли она будет однозначной, так как среди россиян есть разные точки зрения по поводу «спецоперации» в целом. Пока можно сказать, что действующее уголовно-правовое регулирование, справлявшееся с задачами, например, во время военной операции в Сирии, перестало устраивать российские власти. В Думе признают, что глава Уголовного кодекса, касающаяся воинских преступлений, требовала доработки, так как была принята еще в «мирное время».

Поправки могут быть связаны не только с ходом самой «спецоперации», но и с особым отношением к ней российских властей. Отдельные составы преступлений, предложенные законодателем, как, например, добровольная сдача в плен или утрата военного имущества, воспринимаются как недвусмысленная отсылка к законодательству времен Великой Отечественной войны. Можно вспомнить, что подписанный Сталиным Приказ № 270 от 16 августа 1941 года, в частности, гласил:

«Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, — уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи».

 

До таких формулировок пока не дошло, но усиление уголовной ответственности за преступления против военной службы, а также криминализация сдачи в плен служат важным сигналом того, что милитаризация общества в России выходит на следующий уровень.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+