К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Презумпция невиновности: почему принципы Болонской системы стоит сохранить в России

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Вот уже полгода в российском академическом сообществе идет дискуссия — как должна развиваться отечественная система высшего образования после того, как действовавшие в период участия страны в Болонском процессе ограничения стали необязательными. У Болонской системы есть свои недостатки, но именно ее принципы позволяют студентам получать в вузах универсальные знания и навыки, закладывающие основу для успешного обучения в течение всей жизни и развития человеческого капитала, полагает ректор Российской экономической школы Антон Суворов

Как известно, с апреля 2022 года Россия фактически не является частью Болонского процесса, к которому присоединилась в 2003 году. Членство в европейском пространстве высшего образования, включающем 49 стран — от Исландии до Казахстана, — приостановлено.

Универсальность или специфичность

Но значит ли это, что все принципы Болонской системы должны теперь отвергаться в российской практике? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, зачем вообще люди идут учиться в университеты. Ради получения знаний, роста человеческого капитала, само собой. Не стоит, впрочем, недооценивать и две другие причины — развитие человеческих связей (социального капитала), а также сигнализирование. Теория сигнализирования, разработанная нобелевским лауреатом и экономистом Майклом Спенсом в начале 1970-х, базируется на предположении, что будущим работодателям сложно непосредственно оценить способности молодых людей: поступление в престижный университет и его успешное окончание служат косвенным, но весьма убедительным доказательством талантов и трудолюбия.

Наконец, просто живая человеческая любознательность, радость от узнавания нового играют, конечно, не последнюю роль. Присутствуют и стремление повысить свой социальный статус, и желание соответствовать социальным нормам, которые подталкивают молодежь к получению высшего образования.

 

Один из родоначальников понятия человеческого капитала, нобелевский лауреат, Гэри Беккер, выделял два его вида — общий и специфичный. Общий человеческий капитал в равной мере востребован разнообразными работодателями, которые готовы платить за него справедливую рыночную цену; в качестве примера можно привести владение иностранными языками, языками программирования или методами анализа данных. Специфичный капитал не имеет ценности за пределами конкретной фирмы, примеры — знание специфики уникальной корпоративной информационной системы или деталей технологического процесса, характерного лишь для данной фирмы. В жизни, конечно, человеческий капитал редко бывает полностью специфичным или общим: обычно он занимает какое-то положение между этими полюсами, в большей или меньшей степени тяготея к одному из них.

Развитию каких видов человеческого капитала должны в наибольшей степени уделять внимание университеты? Ответ на этот вопрос будет существенным образом зависеть от того, чьим интересам мы отдаем приоритет, а также от горизонта планирования. Часто можно услышать жалобы работодателей о том, что современные выпускники приходят неподготовленными к решению конкретных производственных задач. Даже если дела действительно порой обстоят именно так (хотя подобные жалобы стары как мир), это вовсе не означает, что университеты должны непременно уделять большее значение обучению специфичным знаниям и навыкам, полезным конкретному работодателю. Действительно, чрезмерная специализация не только подрывает перспективы смены места работы или более радикально — вида деятельности, но и лишает работника переговорной силы, не позволяя добиться от работодателя достойных условий труда. Ответственность за обучение специфичным навыкам вполне может взять на себя работодатель.

 

Конечно, полное отсутствие специальных профессиональных знаний вряд ли усилит позиции выпускника на рынке труда, но акцент в первые годы обучения в вузе все же нужно делать на фундаментальных и универсальных знаниях и навыках, закладывающих основу для успешного обучения в течение всей жизни. Именно такой подход закреплен в современных образовательных стандартах.

Право на ошибку

Обратимся теперь к такому важному элементу Болонской системы, как наличие трех образовательных ступеней — бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Основное внимание в бакалавриате уделяется развитию достаточно универсальных человеческих и профессиональных навыков, иными словами — приращению общего человеческого капитала. В магистратуре упор уже делается на развитие более специфичных профессиональных знаний.

Наличие раздельных ступеней бакалавриата и магистратуры имеет целый ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, это мотивирует и дисциплинирует вузы, заставляя их конкурировать за абитуриентов магистратуры. Кроме того, такая система позволяет студенту скорректировать свою образовательную траекторию: например, математик или физик сможет реализовать проснувшийся интерес к информатике или экономике — так же, как и почувствовавший призвание к чистой математике экономист. Ошибки при выборе вуза после школы неизбежны, и возможность их относительно безболезненно исправить — также бесспорное достоинство системы. Наконец, для многих студентов вообще достаточно будет образования, полученного в бакалавриате, особенно с учетом многообразия возможностей для получения первоклассного дополнительного образования, которое возникло с развитием онлайн-технологий; найдутся и те, кто, поработав после бакалавриата, пойдет в магистратуру еще более осознанно.

 

Наличие единой системы учета прослушанных дисциплин, вес которых измеряется в стандартных единицах, вместе с правилами, максимально способствующими мобильности студентов, также безусловный весомый плюс Болонской системы. Возможность провести семестр в другом университете и прослушать недоступные дома курсы, познакомиться с культурой другой страны и завязать человеческие связи сложно переоценить.

Наверняка в Болонской системе, как и везде, есть свои недостатки. Но представляется, что за основу нам нужно взять именно ее принципы, в освоение и адаптацию которых уже вложено так много сил и талантов специалистов в российских университетах, к которым привыкли студенты и лучшие работодатели. Было бы разумно дать правилам Болонской системы своеобразную презумпцию невиновности, так, чтобы любое предлагаемое отклонение (вполне допустимое) непременно сопровождалось максимально убедительной, по возможности научно обоснованной, аргументацией.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+