Традиционная осенняя презентация Apple проходила на мрачном фоне глобального снижения продаж смартфонов. В замедлении рынка технологичных продуктов можно винить очевидные экономические трудности, если бы не интересные исторические параллели. В период Великой депрессии в США хорошие продажи показывали кинотеатры и производители сладкого. Кино и шоколадки — способ подсластить реальность. Деньги на них всегда найдутся. Проблема гаджетов в том, что они перестали быть «конфетками». Возможно, кроме гаджетов Apple.
Часы и наушники
Самый заманчивый продукт в линейке этого года — часы Apple Watch Ultra. Год за годом компания теснит традиционных хозяев часового рынка, попутно перенимая их опыт и веками отточенные маркетинговые ходы. Rolex Submariner сделаны не для капитанов подводных лодок, а Omega Seamaster — не для дайверов. И те и другие продают истории, аромат приключений, которых так не хватает успешным брокерам и биржевым аналитикам. Apple Watch Ultra с их водонепроницаемостью и функциями дайв-компьютера — самые функциональные часы в этом ряду. Сомневаюсь, что настоящие ныряльщики откажутся от профессиональных компьютеров в пользу умных часов. Но как красивая вещь с брутальным дизайном, красивой легендой и интересным усложнением Apple Watch Ultra найдут своего покупателя.
От наушников Air Pods Pro нового поколения ждали изменения форм-фактора. Этого не произошло. Наушники получили поддержку объемного звука, а зарядное устройство — ремешок и динамик, чтобы его было проще найти. Все это очень функционально и очень скучно.
Фейслифтинг
У производителей автомобилей — главных гаджетов до наступления эпохи смартфонов — есть специальный язык для ключевых маркетинговых сообщений. Мы никогда не услышим «скидка» в официальных коммуникациях автопроизводителей — только «выгода». Если в модели нет существенных новинок, но цикл требует обновления, говорят про «обновленную» версию. Новое, 14-е поколение iPhone без индекса Pro — классическая «обновленная» версия, «фейслифтинг». Процессор, который в прошлом году был крутым, а в этом году — просто хороший. Экран с «керамической» защитой. Что это такое, еще предстоит разобраться. Неизменившийся форм-фактор.
Самое интересное в 14-й серии — это то, чего в ней нет. Apple отказалась от физических SIM-карт. Я пишу эту заметку сразу после презентации, когда на все вопросы уже есть ответы. Согласно опубликованным техническим спецификациям модели 14 и 14 Pro поддерживают две eSIM и не поддерживают физические SIM-карты. Касается ли это только моделей для американского рынка — пока неизвестно.
Apple — компания, убившая дискету и CD, — пришла за SIM-картой. Физическая карточка — технологический атавизм, но атавизм удобный. Приезжая на отдых в европейскую страну, мы привыкли покупать «туристическую» симку в аэропорту. Полный отказ от физических карт даст производителю больше возможностей для контроля над операторами, пользователями и серым импортом. Не думаю, что этого нужно бояться. В прошлом Apple всегда была лояльна к своим клиентам, вне зависимости от региона проживания и способа приобретения устройства. Предполагаю, что эта же политика сохранится в будущем.
Дыра
Главная новинка старшей модели в линейке — овальное пятно, пришедшее на смену фирменной челке. Маркетологи компании назвали овальный вырез под фронтальные камеры Dynamic Island, а дизайнеры придумали хитрые способы использовать его так, что мертвая зона становится почти незаметной: как экран для всплывающих уведомлений, элементов интерфейса и просто украшений. Красивое и остроумное решение. Кроме него, в iPhone 14 Pro обещают волшебную новую 48-мегапиксельную матрицу. Apple каждый год удается научить iPhone снимать еще лучше, когда предыдущее качество всех более чем устраивало. Верю, что получится и на этот раз. Но будем честны, главная новинка iPhone этого поколения — изобретательно оформленная черная дыра на экране.
Экономика катастрофы
Важное свойство всех новинок Apple — поддержка катастрофических ситуаций. Умные часы реагируют на падение и автомобильную аварию. Если не нажать тревожную кнопку, устройство решит, что владельцу плохо, и пошлет сигнал SOS. Смартфоны нового поколения научились посылать сигнал тревоги с помощью спутниковой связи. Если с владельцем устройства случится беда там, где не берет сотовая связь, смартфон определит момент пролета спутника и сможет послать сигнал тревоги в виде текстового сообщения с координатами. Ситуации, в которых заблудившегося в горах туриста спасают умные часы, выглядит совершенно лабораторной. Но с тем, что в обществе существует запрос на чувство защищенности, нельзя не согласиться. Новые гаджеты Apple предлагают и эту услугу.
Портрет на фоне спада
Индустрия мобильных технологий остывает, и причина этого — не в мировом финансовом кризисе и пандемии, а в отсутствии больших идей. Бизнес доедает концепции, придуманные 10-15 лет назад. Новые «большие вещи» просматриваются на технологическом горизонте. Мы ждем очки и шлемы дополненной и виртуальной реальности нового поколения, устройства для работы с метавселенной. Есть даже не слухи, а уверенность в том, что подобные устройства разрабатывают и в Apple. Все это — в будущем. Вопрос текущего момента: является ли новое поколение гаджетов компании в достаточной степени «конфетой», чтобы обеспечить продажи в условиях финансовой нестабильности. Мой прогноз: в новинках Apple все еще достаточно сахара, чтобы потребители пошли в магазины за этим способом ухода от реальности.