К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эффект ореола: смогут ли отечественные виноделы стать лидерами рынка

Бутылки с вином на конвейере винодельни «Кубань-вино» в станице Старотитаровская (Фото Александра Рюмина / ТАСС)
Бутылки с вином на конвейере винодельни «Кубань-вино» в станице Старотитаровская (Фото Александра Рюмина / ТАСС)
Как колесо фортуны не прекращает своего судьбоносного вращения, так и рынок не перестает открывать для своих участников новые окна возможностей. Вот и отечественному виноделию выпал шанс занять доминирующее положение на российском винном рынке, считает винный критик, управляющий партнер агентства Double Magnum Игорь Сердюк

Как и восемь лет назад, импорт откатился под геополитической ударной волной, а цены на европейские вина от возросших логистических издержек поднялись на новый, менее доступный для массового потребителя уровень. И перед российскими производителями возникла перспектива занять освободившуюся нишу. Тем более что сегодня, по сравнению с 2014-м, намного больше людей верит, что в России могут быть свои качественные вина.

Однако верить — еще не значит согласиться потратить на это деньги.

В 2014–2015 годах у российского виноделия не хватило «кинетической энергии» для освоения премиального рынка. В тот раз импортеры сумели меньше чем за год адаптироваться к новому курсу валюты и — пусть не без потерь — сохранить свое место на полках.

Сегодня ситуация развивается немного по другому сценарию. Потребитель благосклонно воспринимает предложения нового поколения винных производителей и ждет открытий. Но на его пути к этим открытиям возникает одна из самых больших проблем нашего винного рынка — асимметричность информации, как называют ее экономисты.

Суть проблемы сводится к тому, что участники рынка не располагают равным количеством информации о товаре и не могут договориться о цене. В нашем случае информационное поле рынка слишком долго «зачищалось» законодательными ограничениями — прежде всего запретом на винную рекламу в СМИ, который на практике трансформировался в запрет любых публикаций о вине.

Последствия такой практики до сих пор преграждают российским производителям путь к категории «Премиум». Высокая цена на лучшие российские вина пока еще не воспринимается как данность — в глазах массовой аудитории хорошие российские вина «не должны» быть дорогими.

А пока озадаченные российские виноделы думают, как им «завести» покупателей, импортное вино возвращается. Сильный рубль укрепил позиции импортеров, и вроде бы померкнувший ореол вокруг бутылки с иностранной этикеткой снова начинает светиться ярким светом.

 

Эффектом ореола в психологии называется когнитивное искажение — «результат воздействия общего впечатления о чем-либо на восприятие его частных особенностей». Наглядным примером эффекта ореола считается обманчивое впечатление, что люди с привлекательной внешностью обладают большими умственными способностями. На винном рынке эффектом ореола объясняется потребительская доверчивость к иностранным этикеткам, которые самим фактом своей «иностранности» будто бы гарантируют качество и оправдывают повышенную цену.

Чтобы вокруг бутылок с российским вином ореол светился с той же (или еще большей) яркостью, придется поработать и технологам, и маркетологам, и отраслевым регуляторам. Одним — задуматься над стабильностью качества, другим — над привлекательным имиджем, третьим — над содержательностью новых категорий, которые должны на самом деле гарантировать потребителю заявленный уровень, а не путать понятия и не вводить в заблуждение.

Премиум-бренд — это не только качество и привлекательный дизайн, но и грамотный сервис на уровне дистрибуции (отлаженной, своевременной и надежной), и все то, что оправдывает премиальную цену: медали конкурсов и высокие баллы рейтингов, стенды на выставках и фестивалях, дегустации и мастер-классы для увлеченных ценителей и профессионалов...

При кажущемся многообразии событийных мероприятий и информационных каналов, которые сегодня наполняют информационное поле винного рынка, очень немногие могут похвастаться серьезным охватом качественной аудитории. Рейтинг Top100Wines.ru и «Винная ассамблея» по его итогам как раз на такой серьезный охват претендуют.

 

Деловая программа «Винной ассамблеи», которая 31 октября в московском отеле «Метрополь» будет, как и в прошлом году, посвящена актуальным вопросам развития национальной винодельческой индустрии: как обеспечить устойчивый и качественный рост сырьевой базы, как найти оптимальный баланс между государственным регулированием и саморегулированием отрасли, как добиться признания и доверия со стороны покупателя.

Приведенный выше обязательный список «брендостроительных» активностей с недавних пор пополнился еще одной красивой формой повышения репутации бренда. В мае прошлого года прошел первый благотворительный винный аукцион «Высокая проба». На аукцион было выставлено 24 лота от 14 российских винных компаний, 20 из которых были реализованы в ходе торгов. Благотворительный взнос был направлен на счет краснодарской Детской краевой клинической больницы. В этом году у «Высокой пробы» будет новая красивая площадка, солидная аудитория и возможность удивить новыми интересными винами.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+