К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Внезапные собственники: что ждет менеджеров уходящих из России западных компаний

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Почти каждый день появляются новости: иностранная компания ушла из России и продала свой бизнес топ-менеджерам местного подразделения. Скорее всего, активы передаются за символическую сумму с возможностью обратного выкупа в течение оговоренного срока. Но если покупка была легкой для новых владельцев, то управление полученной собственностью обернется для них немалыми проблемами, прогнозирует хедхантер Алена Владимирская

Итак, вы купили бизнес у своих бывших боссов. И поскольку вы в нем работаете уже очень много лет, то вам кажется, что вы все о нем знаете. Уверяю вас, что нет. Сюрпризы ждут на всех направлениях, но я поговорю только о том, в чем понимаю, — о людях.

Новые условия

1. Вы выясните, что рядом с вами нет менеджеров. Те талантливые, умные и очень профессиональные люди, которые вместе с вами управляли российским филиалом, чаще всего в новых условиях окажутся не профессиональны. Почему? Все просто. Эти люди привыкли локализовывать глобальную стратегию в масштабах страны. Они не умеют принимать ответственность не за отдельный процесс или показатель, а за весь бизнес. И более того, годами этот навык у них не был востребован.

Давайте будем честными, мало кто из международных компаний позволял отклоняться от общей стратегии. «Коллективная ответственность» — это мантра глобального бизнеса. Естественно, если навыка принятия самостоятельных решений не было годами, то ваши коллеги не смогут его быстро нарастить.

 

Конечно, кто-то перестроится. Но большинство окажется в абсолютном параличе и будет вам скорее мешать, чем помогать.

2. «Ганди умер — поговорить не с кем». О, сколько раз вы высмеивали все международные корпоративные бадди-программы, коуч-сессии, стратегические игры и прочее. Теперь, когда у вас этого нет, внезапно выяснится, что вам не хватает суперпрофи с большим опытом, чем ваш, с которыми можно посоветоваться в сложные моменты. Конечно, бывшие коллеги могут поговорить. Но это если захотят, будут свободны, сочтут это важным для себя.

 

3. Нелояльность коллектива к новым условиям работы. В новой реальности придется работать иначе. Постоянные переработки, чтобы настроить бизнес. Снижение или полное отсутствие премий. Большая ответственность. Сотрудники на среднем и низшем уровне обязательно выразят недовольство, ведь они фактически остались в той же компании и хотят работать как раньше — с таким же режимом дня, с такими же стандартами, на таких же деньгах. Обиженные будут уходить — возможно, с судебными претензиями.

4. Уход международных карьеристов. Многих менеджеров крупных зарубежных компаний держала на месте перспектива перевода в интересные для них страны. Теперь вы уже не часть глобальной корпорации. И поскольку эта мотивация была для таких людей основной, то они начнут уходить и искать новые международные компании — китайские, арабские или индийские.

Что делать

Успокоиться. Все проблемы решаемы — особенно, если вы понимаете риски. Вот некоторые советы.

 

1. Проговорить с топ-менеджерами их новые обязанности и зоны ответственности. Честно сказать: не хотите на таких условиях, хорошо — дадим время на выход.

2. Договориться с головным офисом о менторстве лично для вас. Не получается на уровне компании, договоритесь лично. Это более чем реально. Им это выгодно — держать вас в рабочей актуальной повестке. Они продали вам этот бизнес за такие деньги и с такими условиями, потому что верят, что вернутся.

3. Собирать новый микс топ-менеджеров из ваших коллег, перемешивая их с топами из российских компаний, где профессионалы, возможно, менее системны, но привыкли брать ответственность. Такой микс работает хорошо: люди закрывают слабые стороны друг друга, но требует большого терпения на уровне коммуникаций — все говорят на разных языках.

4. Найти очень грамотных HR-директора и юриста, которые за время переходного периода актуализируют трудовые договоры и объяснят сотрудникам новые условия работы так, чтобы все поняли и работать согласились только те, кто, правда, хочет и может. Тогда не будет репутационных скандалов и исков от трудовой инспекции.

5. Главное — принять самому, что все будет другим. И вы заработаете, только если отбросите старые привычные схемы, сами обновитесь и под себя нового начнете собирать команду и искать новых менторов.

 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+