Ценовой уговор: почему Джо Байдену оказалось сложно вернуть доверие арабских стран
В ходе поездки американский лидер посетил две страны — Израиль и Саудовскую Аравию, однако основное внимание было приковано к саммиту в Джидде, где Байден встретился с лидерами девяти арабских государств: Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта, Ирака и Иордании. Сам факт того, что США впервые провели саммит в таком формате, подчеркивает необходимость данной встречи как для Америки, так и для стран региона.
В последние десятилетия американская политика на Ближнем Востоке не способствовала развитию отношений со странами региона, наоборот, она подтолкнула местных игроков к диверсификации своей внешней политики и пониманию, что складывать все яйца в одну американскую корзину не стоит.
Байден, как и его предшественники — Барак Обама и Дональд Трамп, — пытался решить ключевые проблемы в отношениях между США и арабским миром. Сформулировать главную из них можно так: ближневосточные государства до сих пор сомневаются в том, является ли регион приоритетом для Вашингтона и могут ли они доверять свою безопасность исключительно США. Есть и немало более практических, но не менее важных вопросов, по которым стороны расходятся: ситуация с ценами на нефть и увеличением ее добычи, иранская ядерная сделка, присоединение к антироссийским санкциям, противодействие России и Китаю в целом, создание региональной системы безопасности.
Две задачи
Поэтому Байдену было важно продемонстрировать, что США никуда не уходят с Ближнего Востока, а кроме того, попытаться заручиться поддержкой своих партнеров по ряду практических вопросов.
С первой задачей проблем не было. США в принципе не собирались уходить из региона и тем более позволять России, Китаю, или Ирану занять освободившееся место. Байден четко заявил, что Ближний Восток остается для Вашингтона приоритетом. Он также представил новый подход США к региону на ближайшие десятилетия: отказ от политики смены режимов и национального строительства и фокусировка на куда более реалистичных задачах и принципах. Вот они:
- усиление партнерств и альянсов;
- сдерживание других стран от доминирования;
- приоритет дипломатии над военной силой;
- интеграция и строительство политических, экономических связей и связей в области безопасности;
- продвижение ценностей, заложенных в уставе ООН.
А со второй задачей получилось хуже. Слишком сложным оказался глобальный контекст визита. Мировая экономика еще не оправилась от последствий пандемии COVID-19 (разрыв торговых цепочек, рост цен на энергоносители, инфляция), а сейчас испытывает дополнительные трудности из-за усиления конфронтации между Россией и Западом и эскалации конфликта на Украине. Не стоит забывать и внутриполитические факторы в США (растущая инфляция, приближение промежуточных выборов в Конгресс), которые ограничивают свободу маневра для Байдена, но в то же время заставляют его действовать. Помимо всего прочего, Россия, несмотря на санкции и давление Запада, продолжает активную дипломатическую деятельность в регионе, которая пока позволяет ей обеспечить нейтралитет ближневосточных стран в развернувшемся противостоянии.
Байден планировал заручиться поддержкой своих ближневосточных партнеров в решении практических задач: увеличить добычу нефти ради снижения цен, усилить давление на Россию и заложить основы регионального соглашения по вопросам безопасности, фактически направленного против Ирана.
Арабские обещания
В итоге не удалось добиться ни одной из этих целей. Хотя Саудовская Аравия и заявила, что может поднять производство с 10 млн до 13 млн баррелей в сутки, но это явно не произойдет в ближайшее время. Важно, что и Саудовская Аравия и ОАЭ остаются приверженными формату ОПЕК+ и в одностороннем порядке не собираются увеличивать производство нефти. Это означает, что решения по этому вопросу будут приниматься странами ОПЕК совместно с Россией.
Что касается присоединения к антироссийским санкциям и увеличения давления на Москву, то страны региона сохраняют нейтральную позицию. За последнее десятилетие многие партнеры Вашингтона начали успешно развивать отношения с Россией, в которых они видят инструмент диверсификации своей внешней политики. «Арабская весна», ядерная сделка 2015 года, непостоянство и непоследовательность политики США на Ближнем Востоке, использование правозащитной повестки в дипломатических отношениях — все это убедило страны региона развивать альтернативные партнерства, в том числе с Россией и Китаем. Тем более что уступки, сделанные Вашингтону, могут потерять смысл после прихода новой администрации или изменения баланса сил в американском Конгрессе.
Вопрос о создании регионального арабо-израильского военного альянса, направленного против Ирана, также не получил должной поддержки. Представители Саудовской Аравии не подтвердили информацию о каких-либо переговорах о формировании регионального аналога НАТО из арабских стран Персидского залива и Израиля.
Таким образом, визит президента США не достиг поставленных целей, хотя продемонстрировал желание Вашингтона сохранять свое присутствие в регионе. Остается открытым вопрос: на что могут пойти США, чтобы все-таки заставить арабские страны изменить свою политику. В арсенале у Вашингтона есть и кнуты — первичные и вторичные санкции, заключение ядерной сделки с Ираном, эмбарго на продажу вооружений, и пряники в виде новых оружейных контрактов и гарантий безопасности.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора