К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ценовой уговор: почему Джо Байдену оказалось сложно вернуть доверие арабских стран

Президента США Джо Байдена (слева) приветствует наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман (справа) в Королевском дворце Аль-Салам в Джидде (Фото Royal Court of Saudi Arabia / Anadolu Agency via Getty Images)
Президента США Джо Байдена (слева) приветствует наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман (справа) в Королевском дворце Аль-Салам в Джидде (Фото Royal Court of Saudi Arabia / Anadolu Agency via Getty Images)
Первое ближневосточное турне президента США Джо Байдена не принесло ожидаемых результатов. Последние годы американская политика в регионе слишком часто менялась, и теперь Вашингтону сложно уговорить арабские страны принять решения, выгода которых для них не очевидна, например, увеличить добычу нефти, считает эксперт Российского совета по международным делам Алексей Хлебников

В ходе поездки американский лидер посетил две страны — Израиль и Саудовскую Аравию, однако основное внимание было приковано к саммиту в Джидде, где Байден встретился с лидерами девяти арабских государств: Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта, Ирака и Иордании. Сам факт того, что США впервые провели саммит в таком формате, подчеркивает необходимость данной встречи как для Америки, так и для стран региона. 

В последние десятилетия американская политика на Ближнем Востоке не способствовала развитию отношений со странами региона, наоборот, она подтолкнула местных игроков к диверсификации своей внешней политики и пониманию, что складывать все яйца в одну американскую корзину не стоит.

Байден, как и его предшественники — Барак Обама и Дональд Трамп, — пытался решить ключевые проблемы в отношениях между США и арабским миром. Сформулировать главную из них можно так: ближневосточные государства до сих пор сомневаются в том, является ли регион приоритетом для Вашингтона и могут ли они доверять свою безопасность исключительно США. Есть и немало более практических, но не менее важных вопросов, по которым стороны расходятся: ситуация с ценами на нефть и увеличением ее добычи, иранская ядерная сделка, присоединение к антироссийским санкциям, противодействие России и Китаю в целом, создание региональной системы безопасности. 

 

Две задачи

Поэтому Байдену было важно продемонстрировать, что США никуда не уходят с Ближнего Востока, а кроме того, попытаться заручиться поддержкой своих партнеров по ряду практических вопросов. 

С первой задачей проблем не было. США в принципе не собирались уходить из региона и тем более позволять России, Китаю, или Ирану занять освободившееся место. Байден четко заявил, что Ближний Восток остается для Вашингтона приоритетом. Он также представил новый подход США к региону на ближайшие десятилетия: отказ от политики смены режимов и национального строительства и фокусировка на куда более реалистичных задачах и принципах. Вот они:

 
  • усиление партнерств и альянсов;
  • сдерживание других стран от доминирования;
  • приоритет дипломатии над военной силой;
  • интеграция и строительство политических, экономических связей и связей в области безопасности;
  • продвижение ценностей, заложенных в уставе ООН.

А со второй задачей получилось хуже. Слишком сложным оказался глобальный контекст визита. Мировая экономика еще не оправилась от последствий пандемии COVID-19 (разрыв торговых цепочек, рост цен на энергоносители, инфляция), а сейчас испытывает дополнительные трудности из-за усиления конфронтации между Россией и Западом и эскалации конфликта на Украине. Не стоит забывать и внутриполитические факторы в США (растущая инфляция, приближение промежуточных выборов в Конгресс), которые ограничивают свободу маневра для Байдена, но в то же время заставляют его действовать.  Помимо всего прочего, Россия, несмотря на санкции и давление Запада, продолжает активную дипломатическую деятельность в регионе, которая пока позволяет ей обеспечить нейтралитет ближневосточных стран в развернувшемся противостоянии.

Байден планировал заручиться поддержкой своих ближневосточных партнеров в решении практических задач: увеличить добычу нефти ради снижения цен, усилить давление на Россию и заложить основы регионального соглашения по вопросам  безопасности, фактически направленного против Ирана. 

Арабские обещания

В итоге не удалось добиться ни одной из этих целей. Хотя Саудовская Аравия и заявила, что может поднять производство с 10 млн до 13 млн баррелей в сутки, но это явно не произойдет в ближайшее время. Важно, что и Саудовская Аравия и ОАЭ остаются приверженными формату ОПЕК+ и в одностороннем порядке не собираются увеличивать производство нефти. Это означает, что решения по этому вопросу будут приниматься странами ОПЕК совместно с Россией.

 

Что касается присоединения к антироссийским санкциям и увеличения давления на Москву, то страны региона сохраняют нейтральную позицию. За последнее десятилетие многие партнеры Вашингтона начали успешно развивать отношения с Россией, в которых они видят инструмент диверсификации своей внешней политики. «Арабская весна», ядерная сделка 2015 года, непостоянство и непоследовательность политики США на Ближнем Востоке, использование правозащитной повестки в дипломатических отношениях — все это убедило страны региона развивать альтернативные партнерства, в том числе с Россией и Китаем. Тем более что уступки, сделанные Вашингтону, могут потерять смысл после прихода новой администрации или изменения баланса сил в американском Конгрессе. 

Вопрос о создании регионального арабо-израильского военного альянса, направленного против Ирана, также не получил должной поддержки. Представители Саудовской Аравии не подтвердили информацию о каких-либо переговорах о формировании регионального аналога НАТО из арабских стран Персидского залива и Израиля. 

Таким образом, визит президента США не достиг поставленных целей, хотя продемонстрировал желание Вашингтона сохранять свое присутствие в регионе. Остается открытым вопрос: на что могут пойти США, чтобы все-таки заставить арабские страны изменить свою политику. В арсенале у Вашингтона есть и кнуты — первичные и вторичные санкции, заключение ядерной сделки с Ираном, эмбарго на продажу вооружений, и пряники в виде новых оружейных контрактов и гарантий безопасности.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+