К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Налог на токены: что новый законопроект даст инвесторам в цифровые активы

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
В Совет Федерации поступил одобренный Госдумой проект закона, устанавливающего порядок налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами и «гибридными» цифровыми правами. Это позволит сформировать налоговые «правила игры» для стремительно развивающегося в России рынка цифровых финансовых инструментов, однако пока не проясняет режима налогообложения операций с криптовалютами, объясняет партнер Kept (ранее КПМГ) Михаил Клементьев

Глобальный тренд на цифровизацию финансовых рынков продолжает расширяться, а использование цифровых финансовых активов (ЦФА) и «гибридных» цифровых прав (ЦП), особенно при выпуске токенов в ходе ICO и SCO, становится перспективным инструментом привлечения инвестиций для бизнеса. Мировой оборот одних только токенов исчисляется десятками миллиардов долларов в год. Популярны эти финансовые инструменты и у розничных инвесторов. 

Однако ряд нерешенных законодательных вопросов фактически препятствовал развитию рынка ЦФА и «гибридных» ЦП в России. Одним из них было налогообложение операций с этими инструментами, учитывающее их специфику. Бизнесу был необходим четкий и понятный порядок расчета налога на прибыль по этим инструментам и взимания НДС при операциях с ними. 

Активы, права и налоги

Принятый Государственной думой законопроект позволяет решить эту проблему. Так, одной из его ключевых норм является освобождение от НДС всех операций с цифровыми финансовыми активами, а также большей части услуг, оказываемых участниками инфраструктуры этого рынка. Такой шаг устраняет существовавшую до сих пор правовую неопределенность относительно необходимости уплаты налога при совершении сделок с ЦФА. 

 

При этом в отношении «гибридных» ЦП (например, цифровой сертификат на право получения услуги или продукта/актива в будущем) НДС применяется по правилам, аналогичным уже установленным Налоговым кодексом для операций с имущественными правами, что представляется логичным, так как в основе гибридных цифровых прав изначально может лежать облагаемая НДС реализация товаров, работ или услуг. 

Что касается налога на доходы физических лиц, то законопроект предполагает обложение доходов по операциям с ЦФА и «гибридными» ЦП по общим ставкам 13% и 15% для российских налоговых резидентов и по ставке 30% для нерезидентов (за исключением дивидендных выплат, облагаемых по ставке 15%). При этом удерживать и уплачивать его будут участники инфраструктуры рынка — операторы информационной системы или инвестиционной платформы, а также иные организации или номинальные держатели, осуществляющие выплату дохода. Внешне это ничем не отличается от действия работодателя, который исчисляет и выплачивает НДФЛ самостоятельно, не требуя этого от сотрудников. 

 

Немаловажным положением законопроекта является то, что налоговые резиденты России имеют право уменьшить величину НДФЛ и налога на прибыль с дивидендных выплат по ЦФА на сумму налога, фактически уплаченного ранее по акциям, в отношении которых этот ЦФА был выпущен. Такой подход также распространяется на нерезидентов в части НДФЛ, но не применяется в отношении нерезидентов, выплачивающих налог на прибыль. 

Тут стоит отдельно отметить, что законопроектом устанавливается достаточно жесткий порядок налогообложения доходов иностранных корпоративных контрагентов. В частности, согласно предлагаемой редакции ст. 309 НК РФ, налогообложению у источника в России подлежат выплаты доходов от выкупа (исполнения) и отчуждения прав по ЦФА и «гибридным» ЦП в пользу иностранных юридических лиц без права уменьшения их на величину понесенных расходов.

На очереди — криптовалюта

Принятый законопроект охватывает не весь пласт цифровых активов и криптоинструментов. Например, он не затрагивает вопросы налогообложения краудфандинга и криптовалют. Ключевые проблемы здесь аналогичны основным вопросам вокруг ЦФА, которые решил законодатель: каким образом рассчитывать налог на прибыль и освобождать ли обращение криптовалют от НДС. Здесь надо учитывать имеющуюся пока разницу во взглядах на эти инструменты и возможности их использования в экономике со стороны ЦБ, Минфина и других органов государственной власти. Активная дискуссия на этот счет началась в январе, и до конца года можно ждать конкретных результатов. 

 

В любом случае конкретизация порядка налогообложения операций с ЦФА и «гибридными» цифровыми правами является значимым шагом вперед для инфраструктуры финансовых рынков и дает пример для решения аналогичных вопросов с иными цифровыми финансовыми инструментами. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+