Не сломать биомашину: как менеджерам и предпринимателям перестать выгорать
Совет директоров на больничной койке
Семь лет назад только сформированная тогда «Нетология-групп» училась работать в новом качестве образовательного холдинга. Мы перестраивали оргструктуру и выкатили на рынок несколько новых продуктов, которые не «полетели». Деньги у компании были на исходе, а команда стала сыпаться — начался отток ключевых сотрудников.
Все это время я, как многорукий Шива, одновременно пытался решать колоссальное количество задач, вкалывал без выходных, мало спал, плохо ел и получал целыми днями огромные объемы стресса всех видов и оттенков. Приходилось поднимать боевой дух команды, думать над улучшением продуктов, а главное — вести переговоры с инвесторами в надежде получить кредитный транш. Я верил, что это позволило бы нам продержаться еще несколько месяцев и нормализовать ситуацию.
Нагрузка была велика. На этом фоне у меня начались сильные головные боли. Причем никакие обезболивающие не помогали. Но до доктора я добрался лишь пару недель спустя. Мне сделали МРТ и сразу же отвезли в реанимацию. Оказалось, что я, на тот момент совсем еще молодой человек, довел себя до микроинсульта. Выявились серьезные проблемы с сосудами головного мозга. Моей жизни угрожала реальная опасность.
Проблема была не только в том, что я загремел в реанимацию. Я еще и оказался там не вовремя. Через два дня у меня должен был состояться совет директоров, на котором решалась судьба кредита от инвесторов, а по большому счету и всей моей компании.
В реанимации строгие порядки — у меня забрали все личные вещи, включая одежду и гаджеты, и переодели в больничный балахон. На все просьбы дать мне возможность провести разговор по скайпу врачи качали головой. В конце концов я добился перевода в обычную больничную палату, где порядки чуть менее суровы. Для этого пришлось написать расписку о принятии ответственности за свою жизнь.
Мне вернули ноутбук и одежду. В назначенное время я выбрал в палате уголок и ракурс, которые не выдавали мое нахождение в больнице, и подключился по видеосвязи к совету директоров. Нужно было видеть удивленные лица моих акционеров. Пришлось извиняться и объяснять, что работаю удаленно по личным причинам. Узнай они про мои проблемы со здоровьем — о кредите можно было бы забыть.
Акционеров удалось убедить, что ситуация под контролем и мы успешно дорабатываем продукты (что, кстати, было чистой правдой). Кредит нам дали, а компания выжила и стала уверенно расти. По счастью, и с моим здоровьем обошлось без непоправимых последствий. Но чтобы обезопасить себя от подобных рисков в будущем, я внес в жизнь серьезные изменения.
Бабушка была права
Избежать выгорания мне помогают следующие привычки, практики и инструменты.
Ритмичный отдых. Как ни крути, все мы — биомашины. Чтобы не сломаться раньше времени, нужно чередовать напряжение с расслабленностью, активную работу — с бездействием. Причем делать это на разных диапазонах: находить время для отдыха в течение недели, дня и даже каждого рабочего часа.
Например, я для каждой из своих рабочих встреч (коих может быть до 8-10 в день) отвожу в календаре 50 минут. В промежутках делаю десятиминутные паузы. Если весь день состоит из встреч, планирую между ними один большой перерыв — пусть даже это полчаса на обед. В выходные тоже обязательно отдыхаю — какой бы высокой ни была моя загрузка. И если ситуация позволяет, раз в год выключаюсь на гораздо больший срок — например, уезжаю в теплые края на месяц с семьей. Получается эдакий рабочий отпуск: в первой половине дня — море, во второй — четыре-пять часов работы.
Качественный сон помогает восстановиться и вернуть себе силы. Медики рекомендуют проводить в постели не менее семи-восьми часов — и я стараюсь этого правила четко придерживаться. Встаю около 7:00 и ложусь не позже полуночи. Да, это тот самый, известный еще с детства правильный режим, на котором настаивали наши родители, бабушки и дедушки.
Спорт и физическая активность очень помогают предотвратить выгорание. Растяжки, бег, теннис (кому что нравится) должны приносить удовольствие и постоянно присутствовать в вашей жизни, стать привычкой. В моем случае — это силовые тренировки два раза в неделю. Опционально — бег по утрам. И в обязательном порядке — утренние разминки.
Кроме спорта, важно внедрить в свою жизнь регулярную физическую активность. Нужно постоянно находиться в движении — совершать пешие прогулки, подниматься из-за стола в перерывах между встречами, ходить прямо во время совещаний. Например, у меня правило — делать минимум 15 000 шагов в день, я за этим слежу по трекеру на руке. Вот прямо сейчас, редактируя эти строки, я на десятиминутной прогулке между Zoom-коллами. Любуюсь природой и делаю заметки в смартфоне.
Питание. Я пришел к тому, что наверное можно назвать средиземноморской диетой: много свежих овощей и фруктов, как можно меньше жареного и жирного. Ограничил потребление красного мяса, а если ем какую-то пищу животного происхождения, то скорее рыбу и морепродукты или птицу.
Медитация. Каждый день я останавливаю бег мыслей на несколько секунд или минут. Какое-то время даже занимался трансцендентальной медитацией, но позже охладел к ней — уходило слишком много времени. Поэтому оставил для себя такие микромедитации в течение дня.
Ментальная гигиена помогает вовремя обнаружить сигналы возможного перегорания. Для этого я регулярно работаю с людьми помогающих профессий. С психологом разбираем прошлое, выкапываем старые, обычно детские психологические травмы. С коучем говорим про будущее и уточнение целей. В итоге у меня за спиной накопилось уже несколько тысяч часов такого рода упражнений.
Хобби — не просто любимое занятие, которое приносит удовольствие. Оно помогает переключить фокус внимания с работы. У меня таких хобби сразу два — фотография и музыка. И, честно говоря, первое время я эти занятия в себя буквально заталкивал, мой внутренний достигатор страдал от «неэффективной траты времени». Теперь занимаюсь хобби с удовольствием. Порой в микропаузах между рабочими встречами. Гитара стоит у моего рабочего стола, а свежие фотографии для обработки всегда есть в Adobe Lightroom.
Общение. Очень многое в нашей жизни и сознании формирует окружение. Мне нравится одно из правил жизни Славы Полунина — «работать только с теми, с кем хочется обняться». Я всячески стараюсь контактировать только с приятными людьми и избегать неприятных.
Все эти привычки вкупе дают мне ресурсное состояние и позволяют много работать, не доводя себя до больничной койки. Они, в общем-то, нехитры, но требуют дисциплины. А без дисциплины, как и без сверхусилий, не бывает больших достижений.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора