Стратегия Манилова: почему российскому бизнесу не стоит надеяться на государство
Печальные перспективы российской экономики становятся все более очевидными и уже признаются на официальном уровне. Прогнозы экономического роста ухудшаются по мере продолжения «спецоперации»* на Украине. Сценарии, о которых говорят уже и российские регуляторы, описывают не временные проблемы, а полноценный структурный кризис, который будет длиться много лет и приведет к существенной перестройке всей экономики. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупредил, что снижение ВВП в 2022 году составит более 10%. В базовом сценарии ЦБ прогнозируется падение на 8–10%.
Фаза принятия
Для простых людей это означает, что в ближайшей перспективе население России столкнется не просто со стагнацией, которая и так наблюдалась в течение последних десяти лет, а уже со значительным, хотя и постепенным снижением уровня жизни. Зарплаты будут отставать от роста цен, реальная покупательная способность рубля будет снижаться, производительность труда падать, а безработица расти, причем не только скрытая, но и официальная. Привычные импортные товары и услуги будут замещаться более дешевыми и низкокачественными аналогами.
Осознание масштаба экономического кризиса если не населением в целом, то экспертами и предпринимателями уже пришло. Настала фаза принятия, и все больше людей, включая участников списка Forbes, пытаются сформулировать свое видение будущего и определить желаемое направление развития экономической политики в условиях масштабных санкций и растущей изоляции страны.
Вспоминают, что любой кризис есть и время возможностей, обсуждают шансы на проведение масштабных реформ, включая снижение давления силовиков и бюрократии на бизнес, уменьшение роли государства в экономике, и успешное импортозамещение.
К сожалению, пока что все подобные проекты напоминают прожекты Манилова из «Мертвых душ»: построить каменный мост через пруд, по обеим сторонам которого были бы лавки, в них купцы продавали бы разные отечественные товары. Никаких серьезных предпосылок к тому, чтобы хоть какие-то из этих предложений реализовались на практике, на данный момент не видно.
Спасение утопающих
Меры, которые предпринимает правительство, пока что не говорят о наличии стратегии последовательного проведения реформ. Скорее они носят тактический характер и направлены на решение горящих проблем. Именно поэтому бизнесу предлагаются временные послабления в виде моратория на проверки, кредитных каникул, снижения требований при госзакупках, моратория на банкротства.
Никакие из этих шагов, кроме, пожалуй, льгот для IT-компаний, нельзя считать системными и долгосрочными.
Предложения по масштабному разгосударствлению и дерегулированию экономики звучат уже давно, как и рецепты борьбы со стагнацией, в которой российская экономика находится уже целое десятилетие. Но прогресс в этой сфере был нулевой, если не отрицательный.
Стоит ли ожидать, что курс поменяется на 180 градусов, даже учитывая масштаб кризиса? Можем ли мы действительно рассчитывать, что армия чиновников, работающих в контрольно-надзорных ведомствах, в одночасье превратится вдруг в лучших друзей бизнесменов или хотя бы оставит их в покое? Все это выглядит крайне маловероятным без масштабной перестройки всей системы госуправления, которая также не просматривается на горизонте.
Из этого, конечно, не следует, что бизнесмены должны опустить руки и смириться с происходящим. Кризис — это действительно время возможностей для тех, кто найдет в себе смелость и гибкость для продолжения работы в меняющейся обстановке. Тем более что из-за возросших рисков желающих серьезно заниматься бизнесом в ближайшем будущем, скорее всего, станет меньше. Другой вопрос, что предпринимателям не стоит надеяться на существенную помощь со стороны государства. Спасение утопающих в очередной раз оказывается делом самих утопающих, и только от самих бизнесменов зависит, насколько удачно они смогут воспользоваться новыми возможностями во время масштабной перестройки экономики.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.