Релокация менеджера: как эмигрировать и не навредить карьере
Не принимайте решение на эмоциях
Весной 2022-го из России уехали многие профессионалы, в том числе руководители. По разным данным, это десятки тысяч человек, большинство из которых ― IT-специалисты (по оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций, от 50 000 до 70 000).
Точно оценить число уехавших невозможно, но желающих не остановил даже рост цен на авиабилеты из Москвы в Ереван в пять раз. Все это лишь подтверждает отсутствие у большинства четкого плана и тем более стратегии развития карьеры за рубежом. К тому же многие не успели просчитать риски вроде отказа международных платежных систем обслуживать карты, выпущенные в России. Не все помнят и о налогах за 2022 год, которые придется платить, если становишься налоговым нерезидентом. Многие уехали, но продолжают получать доход в России: через 183 дня вне страны они обязаны будут доплатить подоходный налог по ставке 30%, что может стать неприятным сюрпризом.
В мае многие из уехавших начали возвращаться. Если вам сейчас некомфортно находиться в России (это противоречит вашим ценностям или личной безопасности), не торопитесь с решением. Возьмите отпуск на две-три недели и отнеситесь к поездке как к внеплановому отдыху. К эмиграции нужно готовиться, решение должно быть осознанным и очень рациональным ― как покупка недвижимости.
Подготовьте команду, прежде чем уезжать
Топ-менеджер ― в первую очередь управленец, который взаимодействует с командой и стейкхолдерами. Если вы решили уйти, подготовьте коллег. Постарайтесь завершить проекты и предложите компетентного кандидата вместо себя.
Учитывая непростую ситуацию, неожиданным уходом руководитель ставит команду под удар, оставляя один на один с трудностями. В таком случае отношения с подчиненными, акционерами и партнерами неизбежно будут испорчены.
Некоторые топ-менеджеры уехали и бросили свои команды, не подготовили их к изменениям. Подобные отъезды оказывают травматичный эффект на сотрудников в целом: травма бывает у человека, но бывает и у коллектива, и резкий отъезд управленца ― это травма команды. Решив уехать, постарайтесь свести такой стресс к минимуму.
Не принимайте первое предложение
Опасаясь, что второго шанса может не быть и стремясь сохранить международную карьеру, профессионалы нередко готовы занизить свою стоимость на рынке труда и согласиться на менее выгодные условия, чем были у них в России. С одной стороны, управленец может выиграть при релокации, если в Европе и США его стоимость окажется выше, чем на российском рынке труда. С другой ― на кандидатов из России сегодня наблюдается некий «эмоциональный» дисконт. Как только снизится информационный шум, станет ясно, где были идеологические причины, а где ― нет. В США, где бизнес-процессы более рациональны и нейтральны, этот эффект, вероятно, уйдет быстро, где-то (например, в более политизированной Великобритании) продержится дольше.
С другой стороны, в ряде стран, например в Казахстане или в странах Латинской Америки, которые не так сильно вовлечены в конфликт России и Запада, российские управленцы могут получить предложение не только без дисконта, но и со значительным повышением.
На меньшее вознаграждение стоит соглашаться, если:
- вы устраиваетесь на работу в компанию с сильным мировым брендом; переезд в другую страну ― это начало новой карьеры; первая работа ― это самый сложный этап, зато потом вы сможете опираться на предыдущий опыт и двигаться вперед шаг за шагом;
- вы долго ищете работу и не можете найти, либо рассматриваете позицию как временную для себя.
Компании, годами боровшиеся за талантливых кандидатов, например в сфере IT, видят, как эти кандидаты выстраиваются в очередь за вакансиями. У работодателей появилась возможность выбирать и управлять переговорами в свою пользу.
Новые возможности открылись, в частности, для тех стран, которые давно стремятся развивать IT-отрасль. Правительство Узбекистана уже заявляло, что с начала года по единой программе переселения в страну переехало около 3000 иностранных IT-специалистов. Приезжающим помогают с визами, поиском жилья, регистрацией, предоставляют налоговые льготы.
Армения еще в 2015 году, чтобы стимулировать развитие отрасли, снизила ставку подоходного налога для IT-специалистов до 10% и освободила IT-компании от уплаты налога на прибыль.
Сегодня, оказавшись в другой стране, многие оценивают новые траты, налоги и понимают, что решение было поспешным как минимум с финансовой точки зрения. К IT-хабам, которые россияне рассматривают как долгосрочный вариант для переезда, можно отнести Лондон, Берлин и Израиль с его программой репатриации. Такие страны, как Армения и Грузия, большинство айтишников воспринимают как транзитную станцию. Однако переезд на ПМЖ может оказаться непростым. Например, стоимость жизни в Лондоне будет гораздо выше, чем в России, и, вероятно, как минимум в течение нескольких лет после переезда у кандидатов будет тяжелый период адаптации.
Не путайте стратегии
Есть две стратегии поиска работы за рубежом.
Первая ― готовиться заранее. Разумный подход ― сформировать план хотя бы на два-три месяца до переезда. За это время можно собрать пакет документов для релокации, без спешки провести переговоры с несколькими компаниями, получить хотя бы два офера и выбирать из них. Проблемой может стать незнание специфики рынка и невозможность (особенно для управленцев, не связанных с IT) использовать стандартные приемы поиска работы, например, познакомиться и наладить контакт с кем-то, поговорив о работе.
Будьте готовы к тому, что искать работу в Израиле, США или Португалии придется по-разному. Оформите профайл на LinkedIn и заранее поговорите с теми, кто уже переехал в интересующую вас страну и нашел там работу. Посмотрите вебинары на эту тему ― в ситуации неопределенности люди охотно делятся опытом. Наверняка найдется множество сообществ и каналов, где размещаются вакансии, рекомендации по особенностям бизнес-коммуникаций в конкретной стране.
Вторая стратегия поиска работы за рубежом ― поиск на месте. Такой подход дает возможность быстрее погрузиться в контекст и завязать потенциальные связи в новой стране. Среди минусов: вы идете ва-банк, рискуя всем и одновременно меняя страну, работу, климат и свое окружение. Есть риск, что не хватит сил или денег для того, чтобы справиться с неопределенностью.
Ошибка ― путать две стратегии. Уже в самом начале оцените риски. Если у вас семья, дети и нет больших сбережений, логично готовиться заранее. Если готовы рисковать (часто это характерно для управленцев с низкими показателями «безопасность» и «традиционализм» по методике Hogan Assessment), можно выбрать вторую стратегию, так будет проще.
Не сжигайте мосты
Кроме финансовых сложностей, с которыми могут столкнуться топ-менеджеры, проблемой может стать и так называемая «культура отмены» (cancel culture). Переезжая в другую страну без второго гражданства, кандидат рискует оказаться в ситуации, когда с ним не захотят работать или не откроют ему новый счет. Поэтому те, кто решился на переезд и рассчитывает найти работу в западных компаниях, в ближайшие месяцы могут столкнуться со сложностями. Обдумайте возможности для возвращения.
Уезжая, не теряйте связи с Россией: обменивайтесь новостями с коллегами и предыдущими работодателями, с профессиональными сообществами, в которых вы состояли до отъезда. Будьте аккуратны в озвучивании своей политической позиции: ориентируйтесь в первую очередь на деловые темы и не вступайте с коллегами и партнерами в политические дебаты.
Изучайте прогнозы
Возможно, мы находимся только на старте глобальных изменений. МВФ и другие экспертные институты понижают прогнозы роста мировой экономики в 2022 году. Разгоняющаяся инфляция и энергетический кризис могут привести к глобальной рецессии, новым миграционным потокам, усилению правых политических сил и пересмотру правил игры в международных отношениях.
Перспектива стать эмигрантом в стране, которая переживает кризис, ― явно не самый лучший вариант. Поэтому, кроме стоимости жизни, правил проживания, условий получения ВНЖ, цен на школы и недвижимость, а также налоговой системы, стоит изучить разные макроэкономические прогнозы, а также историю. Как та или иная страна вела себя в моменты экономических потрясений? Возможно, такой подход избавит вас от необходимости снова сниматься с насиженного места и превращаться в профессионального кочевника XXI века.
Любой геополитический кризис или вооруженный конфликт рано или поздно заканчивается. Мы переживаем период глобальной трансформации, а именно в такие моменты формируются новые сегменты бизнеса и открываются новые возможности. Планировать сегодня сложно, но сила управленца именно в том, чтобы уметь включить «противотуманные фары» и видеть дальше остальных.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора