2022 год неожиданно вернул предпринимателя на знамя политики. Мы в нашем заповеднике уже привыкли к господству динозавров и начали считать, что их царство незыблемо и вечно. Однако тут прилетел метеорит.
Экономику нашу придется спасать, это уже ясно. Можно, конечно, повторять, что все хорошо и под контролем, а будет еще лучше, однако в ипостаси омбудсмена я обязан смотреть на жизнь глазами не чиновника, а предпринимателя.
Все чаще слышно о «новой нормальности». Осталось только определить ее параметры. Они, конечно же, до конца еще не сформировались, однако тенденции ясны.
Отношения с Западом в ближайшее время будут либо сложными, либо очень сложными. Все, чего мы лишились на Западе, будем искать на Юге и Востоке. Что-то однозначно найдем, хоть и не все и не сразу. Но в процессе этого поиска критически, жизненно важно снять все препоны для бизнеса.
История развивается по спирали, и мы зашли на ее новый круг. Не 1990-е, конечно, условия очень сильно другие. Но сегодня «веселый и находчивый», рассчитывающий на себя и не теряющий духа ни при каких неудачах предприниматель снова становится героем. Надеюсь, возвращения «черкизонов» мы не увидим. Не начнем снова примерять джинсы и кроссовки, стоя на картонках, а походим еще если не по бутикам, то по приличным магазинам. Однако дело не только в челночной торговле.
Жизнь сегодня заставляет нас на каждом шагу искать обходные пути. Технологии, товары, комплектующие. Новые связи, новые проекты, новые перспективы. Мой коллега по Институту экономики роста Олег Дерипаска считает, что госкапитализм (он его называет «госпаразитизмом») в том виде, в каком он у нас сформировался, в мировой экономической войне очень уязвим. Потому что неповоротлив, потому что неэффективен. И я не могу с ним не согласиться.
Собственно, мы много лет призываем выпустить частную инициативу из резервации, в которую ее загнали. Сегодня, в острейший кризис, полагаться на некое подобие военного коммунизма было бы очень глупо. Ничего, кроме дефицита, гипертрофированно централизованное управление нам не принесет. Наоборот, надо снимать с частного бизнеса все ограничения, наложенные для прокорма бюрократии, а порой так и в сугубо корыстных интересах.
Хотим выжить — убираем все, что бизнес душит. Проверки, сертификаты, всякие подтверждения. Маркировку, конечно же. Это про расходы.
Как хлеб нужны налоговые льготы и льготные кредиты для производства. Конечно же, прямо сейчас нужно резко снижать ставку ЦБ: валютный контроль успешно задействовали, и душить бизнес фантастическими процентами по кредитам больше нет никакой нужды. Надо вкладываться в ускоренное развитие инфраструктуры, в ипотеку не под «щедрые» 12%, а максимум под 5%. Это все про будущие доходы, про развитие.
Нужно очень значительное ослабление прессинга в уголовной сфере. Пусть с исполнением контрактов разбирается в первую очередь арбитраж, а не следователи, которым всюду мерещится мошенничество. Это про свободы.
Вернусь к Дерипаске: «Новый предприниматель — и наш, и тот, который придет с Востока, — должен знать, что его никто не тронет, что право частной собственности священно. Госкапитализм должен уступить место новой, более созидательной концепции».
Многие скажут: опять прекрасные мечты. Да, мы мечтали об этом много лет. Но тут дело такое: или наши мечты станут реальностью, или ничего хорошего нас всех не ждет.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора