Нежелательные персоны
Спустя почти полтора месяца после начала Россией «спецоперации»* на Украине на фоне растущего числа жертв конфликта среди гражданского населения российские дипломаты стали массово высылаться из Европы. О высылках заявили уже 19 стран, а также Евросоюз. Наибольшее количество дипломатов высылают Польша (45), Германия (40), Франция и Словакия (по 35). Из Литвы и Латвии также высылаются российские послы. Общее количество сотрудников загранучреждений, вынужденных преждевременно вернуться из командировки, приближается к четырем сотням.
Нынешний случай массовой высылки российских дипломатов из стран Запада — не первый за последние годы, но по масштабу он беспрецедентен. В 2018 году 29 стран выслали более 150 российских дипломатов в связи с делом Скрипалей, больше всего США — 60 человек. В апреле 2021-го Чехия, обвинив российскую разведку в организации взрыва на складе боеприпасов на своей территории, выслала 18 российских дипломатов, ее поддержали страны Прибалтики и Словакия. Отдельный сюжет — это продолжающаяся с 2016 года дипломатическая борьба между Россией и Соединенными Штатами, в ходе которой число сотрудников в посольствах значительно сократилось.
Россия в ответ на высылки, как правило, прибегает к ответным мерам. По словам заместителя председателя Совета безопасности России Дмитрия Медведева, и на эту волну высылок ответ будет «симметричным и разрушительным для двусторонних отношений».
Оценить последствия происходящего для отдельных диппредставительств сложно, поскольку численность их сотрудников не публикуется. Но примерную картину можно представить по отдельным фрагментам. Так, в посольстве России в Чехии после прошлогодней высылки осталось семь дипломатов и 25 административно-технических сотрудников. Видимо, поэтому сейчас Чехия отправила домой лишь одного российского дипломата. В Великобритании, по данным на апрель, оставшийся дипломатический состав российского посольства насчитывает примерно 40 сотрудников. В нынешней акции британские власти пока участия не приняли, но в парламенте звучат призывы выдворить посла России.
Оборванные связи
Очевидно, что нас ждет значительное сокращение двусторонних контактов России с США и европейскими странами. Безусловно, этому предшествовало политическое решение, которое стало ответом на российские действия на Украине, а снижение дипломатического присутствия, скорее, закрепляет его. Речь не идет о полном разрыве отношений, но их интенсивность сильно сократится. К чему это может привести? Пострадают все три основных направления деятельности современных дипломатов: сбор информации, переговоры и коммуникации.
Сбор информации составляет суть каждодневной дипломатической работы. Кажется, что после появления интернета эта задача уже не актуальна, но в реальности посольства по-прежнему являются важным каналом, через который руководство страны узнает о положении в мире. Дипломаты получают информацию не только из открытых источников, таких как местная пресса, но и регулярно общаясь с чиновниками, бизнесменами и общественными деятелями. Высылки приведут к тому, что российские диппредставительства (как и иностранные в России) вынуждены будут сосредоточиться только на ключевых темах. Неизбежно сократится и круг общения, который в немалой степени зависит от личных контактов сотрудников.
Переговоры могут вестись в самых разных форматах, и не все из них зависят от числа сотрудников в посольствах. Например, есть многосторонние площадки, такие как ООН или ОБСЕ. Однако от сокращения количества дипломатов точно пострадают различные переговоры на среднем, рабочем уровне, например в рамках межправительственных комиссий.
Под коммуникацией понимаются как представительские задачи, такие как общение с прессой или «выходы в свет» посла и сотрудников посольства, так и организационные, например подготовка официальных визитов. Конечно, высылки скажутся и на этом направлении работы, но в условиях радикального ухудшения отношений России и Запада коммуникационная функция дипломатии пострадала бы в любом случае.
Наконец, отдельно стоит отметить консульские услуги. К ним относится не только выдача виз иностранцам, но и обслуживание граждан своей страны. Генконсульства и консульские отделы посольств выдают россиянам паспорта, регистрируют браки, нотариально заверяют документы, рассматривают вопросы гражданства. Уже очевидно, что всей этой работе нанесен ущерб. Так, Латвия и Эстония закрывают российские генконсульства, а в других странах сокращение дипломатического персонала, вероятно, затруднит оказание консульских услуг.
Конечно, при необходимости можно общаться с иностранными представителями онлайн, использовать для коммуникации соцсети, расширить количество сервисов для соотечественников за рубежом на «Госуслугах». Но, по большому счету, речь идет о заморозке отношений с Западом, которые в перспективе придется выстраивать заново.
Вопросы иностранных дел
Но высылка нескольких сотен российских дипломатов создаст проблемы не только для международных связей России. Сложности могут возникнуть и в работе Министерства иностранных дел.
Деятельность дипломатов в России, как и в других странах, строится на принципе ротации: после прихода в МИД молодые сотрудники чаще всего отправляются в командировку в одно из загранучреждений. После командировки (обычно это три года или немного дольше) сотрудник возвращается в Москву и работает в центральном аппарате министерства, либо может сразу отправиться в диппредставительство в другой стране. Так, чередуя загранкомандировки и работу на Смоленской площади, большинство дипломатов поднимаются по карьерной лестнице.
Однако эта система не приспособлена для возвращения такого большого количества сотрудников одновременно. Даже в спокойное время некоторые молодые дипломаты после возвращения из-за рубежа далеко не сразу получали работу в центральном аппарате. Например, в профильном подразделении могло не найтись вакансий, и специалист по Ближнему Востоку вынужден был искать место в другом департаменте.
Сейчас проблема усугубится, поскольку с Запада вернутся сразу сотни дипломатов разного ранга. Согласно действующей версии президентского указа о МИДе, предельная численность центрального аппарата министерства составляет 3391 человек, то есть доля возвращающихся составит до 11% от этого числа. Часть из них была закреплена в центральном аппарате до командировки, и их должны будут трудоустроить, но перед остальными у ведомства нет таких обязательств.
Увеличение штата министерства возможно, но этот вопрос решается не так быстро. Так, в 2021 году МИД подготовил проект указа президента о создании нового департамента международного сотрудничества в области культуры, науки, образования и спорта, штат которого составил бы 35 человек. Но спустя полгода структура ведомства все еще не изменилась.
Резкий поворот
Теоретически высылка дипломатов с Запада могла бы стать стимулом к переориентации российской дипломатии на другие регионы, например к повороту на Восток, о котором эксперты говорят уже несколько лет. Или к наращиванию дипломатического присутствия России на Ближнем Востоке и в Африке.
Изменения в сети диппредставительств можно провести в рамках внешнеполитических реформ. Государства при этом, как правило, исходят из экономической целесообразности и стремятся обеспечить присутствие в регионах, наиболее привлекательных для торгового, инвестиционного и научно-технического сотрудничества.
Например, в 2015 году Россия договорилась с Китаем об открытии двух новых генеральных консульств в Харбине и Ухани. В Харбине, где генконсульство существовало еще при Российской империи, а также при СССР до 1962 года, новое представительство открылось незадолго до начала пандемии. В Ухани же появление российской миссии все еще в планах. Россия также открыла генконсульство на Пхукете в Таиланде, а в 2020 году сообщалось о намерении открыть генконсульство в Медане (Индонезия), где оно уже действовало в советский период.
Расширение дипломатической сети в Азии и других регионах мира логично на фоне сворачивания контактов России с Западом, но это задача на долгосрочную перспективу. Быстро перенаправить высланных из Европы дипломатов вряд ли удастся, учитывая требования к знанию языков и региональной специфики. К тому же дипломатическое присутствие — не самоцель, оно должно адекватно отражать уровень отношений. И увеличение числа дипломатов в посольстве еще не означает углубления связей с той или иной страной.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.