Бизнесу вновь дана возможность задекларировать свои активы (зарубежные счета, недвижимость, ценные бумаги, контролируемые иностранные компании), не боясь преследования. Подать специальную декларацию можно с 14 марта 2022 года по 28 февраля 2023-го, а от ответственности будут освобождаться деяния совершенные до 1 января 2022 года.
В отличие от предыдущих трех этапов, сейчас появилась возможность задекларировать наличные денежные средства и производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и т.д.). И все это без риска привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственности.
Доверие амнистированных
Амнистия капиталов впервые была предложена в 2015 году, и бизнес тогда встретил эту инициативу без восторга. Прежде всего потому, что декларирование доходов в рамках амнистии — это признание в нарушении законодательства, а не каждый был бы к этому готов. Тем не менее, около 7000 налогоплательщиков подали специальные декларации. Вторую волну «оседлали» уже порядка 12 000 налогоплательщиков. Первые две кампании в итоге обеспечили возврат в Россию около €35 млрд. На третью кампанию возлагались надежды утроить этот результат, однако они явно не оправдались.
Именно в третью волну амнистии появилось требование возвращать деньги на счета в российские банки, а бизнес «приземлять» в отечественных офшорах — Специальных административных районах (САР). Конструкция оказалась сложной, вызывала много вопросов, но тем не менее количество резидентов САРов начало расти. Однако ход амнистии сильно осложнило уголовное дело совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита. В основу обвинения легли данные из специальной декларации, поданной предпринимателем для участия в амнистии. По закону эти сведения нельзя было использовать для уголовного преследования. В 2019 году Израйлиту пришлось доказывать в суде неправомерность действий сотрудников ФСБ, использовавших спецдекларацию в нарушение режима налоговой тайны. В итоге Президиум Верховного суда подтвердил недопустимость использования таких деклараций в уголовных делах.
Условия возвращения
Несмотря на три завершенных волны амнистии, мы вступаем в четвертую с по-прежнему существенными активами и капиталами, размещенными за границей. В одной только Швейцарии, по оценкам Ассоциации швейцарских банков, на счетах российских граждан находится более $200 млрд.
Текущая амнистия предполагает, что денежные средства должны быть переведены с зарубежных счетов на счета в российских банках, наличные — внесены на счета в российских банках, а транспортные средства должны быть перерегистрированы в России. Сохраняется и требование о переводе бизнеса на территорию САРов. Практически одновременно с принятием закона об амнистии капиталов, были упрощены условия регистрации в специальных административных районах. За четыре дня действия амнистии сразу пять компаний зарегистрировались на острове Октябрьский в Калининградской области.
Оставшийся выбор
Однако главным фактором, который позволяет рассчитывать, что амнистия будет пользоваться спросом, можно считать многократно возросшие риски санкций и всевозможных формальных и неформальных ограничений для российского бизнеса в западных странах. Причем проблема касается любого капитала из России, связанного с государством или нет.
Так, в европейских банках введены ограничения на размер депозитов для российских граждан (теперь они не должны превышать €100 000), а также введен запрет на покупку ценных бумаг в евро. Швейцария запретила пополнение брокерских счетов, принадлежащих российским гражданам.
Крупные капиталы могли бы мигрировать в криптовалюты, однако почти все криптобиржи заблокировали доступ для лиц из санкционного списка и перестали проводить операции с карт Visa и Mastercard, выпущенных российскими банками, а южнокорейские биржи Upbit, Bithumb и Korbit добавили российские IP-адреса в черный список. Евросоюз уже начал обсуждать потенциальные ограничения доступа к криптобиржам для россиян. А 17 марта в Конгресс США внесен законопроект, который предполагает введение санкций в отношении криптобирж, сотрудничающих с российскими юридическими лицами, и допускает возможность блокировки транзакций россиян на биржах, работающих в США.
Вид на жительство или гражданство другого государства тоже уже не могут служить аргументом в пользу сохранения активов за рубежом — при сохранении российского гражданства такие капиталы по-прежнему в зоне риска.
Конечно, амнистия не вернет весь размещенный за рубежом капитал. Даже в условиях санкций остаются законные возможности сохранять деньги и другое имущество за рубежом, например ценные бумаги иностранных эмитентов на зарубежных брокерских счетах. Останутся и по-прежнему будут защищать капитал более сложные структуры, такие как трасты и фонды. Продолжат жить и структуры с условно номинальным владением. Но в Россию могут вернуться деньги, владельцам которых некомфортно следить за стремительно меняющими правилами в зарубежных юрисдикциях или они сами опасаются попасть под санкции. Наконец, воспользоваться амнистией могут те инвесторы, которые увидят в текущих обстоятельствах возможности на внутреннем российском рынке.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора