Почему не все сообщения об уходе зарубежных IT-компаний из России окажутся правдой
В последние дни сообщения об уходе той или иной IT-компании, приостановке продаж и сервисов, закрытии представительств идут непрерывным потоком. По слаженности и одновременности IT-исход похож на новую, необъявленную формально волну санкций. Кажется, что за кулисами с бизнесом «работают». Впрочем, эту работу может выполнять и общественное мнение, подталкивающее бизнес к антироссийским шагам. Занятным в этом наблюдении является как наличие факта «работы», так и ее необходимость. Бизнес — циничная сущность — покидает насиженные рынки крайне неохотно, при первой возможности подобные шаги саботирует. В разрыв между громкими публичными заявлениями и реальными действиями могут поместиться несколько лет и миллиардов долларов.
Искусство читать между строк
Официальные заявления об уходе из России требуют вдумчивого прочтения. Лучше всего не доверять пересказу моих коллег — российских журналистов и пользоваться англоязычным оригиналом. Очень пригодится навык чтения советских газет: между строк, по интонации, по расположению лидеров на фотографии с Мавзолея, по знакам препинания. Короткие строки — вершина творчества корпоративных пиарщиков. «Canceled» (отменены) или «suspended» (приостановлены), «sales» (продажи) или «services» (услуги)? Проделать этот анализ придется самостоятельно. Никакой дополнительной информации нам не предложат. PR-отделы московских офисов компаний от комментариев дружно отказываются.
Внимательное изучение документов крупных IT- компаний позволяет сделать вывод, что пока речь идет о приостановке новых проектов. Они и так вряд ли были бы запущены в ближайшие недели или даже месяцы. По словам представителя SAP, именно такую позицию занимает этот производитель софта. При этом компании продолжат выполнять текущие обязательства. Тревогу вызывает позиция Cisco. По данным Telegram-канала Baza, «после заявления Cisco о приостановке работы в России клиенты компании получили уведомления в части потенциального отключения от Smart Account». Отключение способно негативно сказаться на работе некоторых, важных для нас с вами сервисов, связанных с высокой нагрузкой на сеть. Таких, как потоковые видеотрансляции и видеоконференции.
Точка бифуркации
История создается у нас на глазах и при нашем живом участии. Жить в учебнике истории, как все уже заметили, некомфортно. Прямо сейчас мы находимся в состоянии максимальной неопределенности, в точке бифуркации — моменте, когда делать какие-либо осмысленные прогнозы невозможно. Невозможно до тех пор, пока главная неопределенность, не имеющая отношения к бизнесу, не будет разрешена тем или иным образом. Все текущие заявления должны восприниматься как временные, предварительные. Каждый «строгий» пресс-релиз содержит лазейки, позволяющие в будущем при необходимости трактовать его гораздо более мягким образом, чем это видится сейчас. Часто приостановка поставок (случаи Apple и Samsung) — следствие объективных трудностей с прохождением платежей и логистикой.
Какими бы ни были новые правила игры, но, как только они установятся, мы увидим тихое возвращение многих участников рынка к ведению операционной деятельности. Сегодня рассуждать на тему «как мы будем жить без Apple» бессмысленно. Никто даже в самой компании не скажет точно, как будет вести себя Apple в России через полгода. А для нас с вами есть вопросы и поважнее.
Прямая и явная угроза
То, что должно волновать в IT-исходе — незапланированные последствия. Информационная система страны сложна, как живой организм. Существенное вторжение в ее работу может привести к последствиям, которые никто не ожидал и не просчитывал. Не берусь предсказывать степень зависимости критической IT-инфраструктуры от иностранных сервисов и железа, которое можно отключить удаленно.
Закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» действует с 2017 года. У специалистов бизнеса и государственных структур было время подготовиться и привести вверенные им ресурсы в соответствие с его требованиями. Вероятность того, что отключение каких-то зарубежных сервисов приведет к масштабным сбоям в критических областях, невелика, но она и не нулевая. Я очень рассчитываю на то, что в области информационных технологий, как и в военной, существует прямой контакт специалистов на уровне правительств, который позволит избежать последствий, воспринимаемых как проявление войны. При всем уважении к пиарщикам из Кремниевой долины, есть пределы, за которыми их компетентность заканчивается. Дальше должны говорить дипломаты.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора