Новые меры по установлению контроля над движением капитала касаются как нерезидентов (запрет на выплаты дивидендов и купонов, невозможность выйти из российских активов), так и резидентов (ограничения по вывозу валюты, по зачислению на свои иностранные счета и покупка валюты с комиссией 30% на бирже). Ключевым решением стало установление для экспортеров обязанности продавать 80% валютной выручки на валютном рынке.
«Спецоперация»* на Украине и беспрецедентные западные санкции, включая заморозку большой части международных резервов, сильно ограничили возможности российских регуляторов влиять на валютные курсы. Как показывают исследования, развивающиеся страны в последние 20 лет довольно эффективно использовали свои резервы для преодоления кризисов, увеличивая в нужный момент расходы и выравнивая колебания национальных валют. Теперь Россия отчасти лишилась этого инструмента, что и привело к необходимости столь жестких мер. Еще в 2015 году, на фоне тоже довольно сложной ситуации в экономике, Банку России казалось, что возвращение к контролю капитала не является актуальной темой.
Шанс на эффективность
Может ли контроль капитала быть эффективным решением? Некоторые экономисты считают, что для развивающихся стран это достаточно простой способ ограничить притоки и оттоки инвестиционных средств. «Горячий капитал», который приходит на рынок при высоких ставках и так же быстро уходит, когда ставки снижаются, может сильно навредить не слишком крупным экономикам. Свободное движение капитала позволяет увеличивать инвестиции во время роста, но в плохие времена резко тормозит деловую активность и снижает стоимость финансовых активов.
Решать эту проблему можно и не прибегая к контролю капитала, например, с помощью макропруденциальных мер. В последние несколько лет ЦБ использовал подобные инструменты, в частности, ограничивал открытые валютные позиции банков, стимулировал дедолларизацию расчетов и привлечение внешнего капитала. Это помогало снизить зависимость российского рынка от иностранного финансирования и положительно влияло на способность государства и компаний обслуживать долги. Но разразившийся кризис сделал подобную меры недостаточными.
Худшее впереди
Если введенные против российской финансовой системы санкции не будут сняты в ближайшие месяцы, мы вполне можем увидеть переход российских регуляторов к долгосрочной политике контроля капитала. Вероятно, Минфину и Банку России придется еще сильнее вмешаться в работу рынка, стимулируя участников, прежде всего экспортеров, активнее продавать резервы, а также ввести радикальные ограничения по покупке валюты для компаний и граждан. Как показывает пример Китая, контроль капитала может оставаться эффективным способом сократить издержки для экономики — если при этом удается обеспечить доступ компаний и домохозяйств к относительно дешевому финансированию, в основном в национальной валюте. Но если Китай глубоко вовлечен в международную торговлю, то есть выступает в роли «мировой фабрики» и не может быть легко исключен из цепочек разделения труда, то для России последние новости на этом направлении неутешительны — многие компании отказались продавать нам свои товары и услуги, а торговые партнеры готовят дополнительные ограничения на экспорт.
Российские банки тоже включились в борьбу с оттоком капитала — мы видим, что ставки по валютным вкладам выросли выше 5% годовых. Эта мера помогает извлечь из оборота наличную валюту и заставить ее работать на экономику. Но это в теории, не совсем ясно, насколько подобная политика будет полезна для самих банков — выдавать сейчас кредиты в долларах или евро почти что некому.
Сейчас у России очень ограниченное пространство для маневра. Можно ожидать, что меры по контролю капитала будут усиливаться и отток средств за границу все больше ограничиваться. Снижение импорта сможет сбалансировать потенциальное падение стоимости экспорта, но это означает необходимость сохранения текущих мер на долгое время. В случае частичного эмбарго на экспорт российских товаров Минфину и ЦБ будет все сложнее контролировать ситуацию и курсы валют могут обновить максимумы.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.