Разрушительное решение: как новые санкции определят будущее России
Экономическая реакция на операцию России на территории Украины оказалась стремительной. Во всех предыдущих эпизодах, когда на страну накладывались какие-то санкции, основной целью было изменение поведения страны в долгосрочной перспективе. Последствия санкций чувствовались не сразу, а накапливались постепенно. Санкции, объявленные правительствами США, Великобритании и стран ЕС 25-27 февраля 2022 года, имеют другую цель — остановить в реальном времени бомбардировки Киева, Харькова и других украинских городов. Они рассчитаны на прямой, непосредственный эффект. Замораживание активов Центробанка и отключение России от системы SWIFT, санкции против Сбербанка и ВТБ, прекращение полетов в Европу и отмена лизинговых контрактов — все это примеры санкций, которые должны быть заметны миллионам россиян сразу.
Шаг к катастрофе
Но сначала, каковы будут долгосрочные последствия уже наложенных или готовящихся санкций? Ограничения в финансовой сфере для правительства, частных банков и фирм, запрет на импорт передовых технологий и технологий, имеющих двойное назначение: как они скажутся на экономическом росте? Ответ настолько же прост, насколько и категоричен: эти санкции не оставляют России шансов на устойчивое экономическое развитие. Примеров из новейшей истории, когда страна развивалась бы в условиях аналогичной экономической изоляции, просто нет. Все эпизоды продолжительного роста — от послевоенной Италии до Китая на переломе веков — происходили на фоне увеличения открытости, развития финансовой интеграции и международной торговли.
За изоляционистским драйвом последних лет легко забылось, какие фантастические выгоды принесла России международная торговля и интеграция в мировую экономическую систему 30 лет назад, после экономической катастрофы СССР. За эти десятилетия страна преодолела значительную часть своего отставания — и в технологической сфере, и в сфере потребления. Реформы, которые позволили заграничным товарам, технологическим разработкам, новым организационным практикам прийти в страну, были непростыми. Однако в начале 1990-х реформаторам помогало то, что они пришли на место экономической катастрофы, распада структур и институтов плановой экономики, а всегда легче строить заново, чем менять существующее.
Это означает, что, для того чтобы вернуть себе шанс на экономическое развитие — добиться отмены санкций, наложенных за несколько дней 2022 года, — России потребуются годы сложных, болезненных реформ. Если, конечно, не реализуется еще более трагический сценарий — сценарий экономической катастрофы, похожей на события 1990-1991 годов. Даже несколько дней назад я бы назвал такой сценарий немыслимым, а теперь он маловероятен, но это большая разница — «немыслимо» и «маловероятно». В любом случае это будет возможно, только если партнером Запада в этих переговорах будет новый, другой политический режим, как это было после 1991 года.
Советский вариант
Прямые следствия введенных санкций можно увидеть в банковских приложениях: доллар стоил 75 рублей в начале февраля, 90-100 рублей — в первые дни войны и дошел до 120 рублей после объявления о замораживании активов ЦБ европейскими властями. Хотя точный состав активов ЦБ неизвестен, активы в долларах и евро, которые будут заблокированы, должны составлять примерно половину от общего объема резервов, не считая золота и наличных долларов, — это еще $130-150 млрд. Этих резервов достаточно, чтобы предотвратить банковскую панику прямо сейчас, если, конечно, паника будет не слишком сильной. Но недостаточно, чтобы поддерживать, как это было в 2014-2015 годах, производство и потребление.
Могут ли санкции быть еще сильнее? До 24 февраля эмбарго на покупку нефти или газа, полное или частичное, казалось просто невозможным. Сейчас этот вариант прорабатывается. Как это ни жутко звучит, перспективы эмбарго зависят от масштабов дальнейших потерь среди мирных украинцев. Если вместо отвода войск и заключения мирного соглашения бои на улицах крупнейших городов Украины будут продолжаться, эмбарго станет реальностью. Даже этот тяжелейший, хуже советского варианта, сценарий не приведет к экономическому коллапсу сам по себе, без новых политических ошибок, но снижение уровня жизни и производства будет сильным. То есть дефицит основных продуктов, очереди и система распределения, но не голод.
Однако эмбарго — это крайний случай. Я бы считал советский вариант — разрыв финансовых связей с миром, но с продажей нефти, газа и металлов, закупкой потребительского и технологического импорта через Китай и Латинскую Америку — базовым. Базовым — до смены режима, пока маловероятной. В этом сценарии уровень жизни тоже снижается, но не так сильно, как в сверхжестком. В этом сценарии не потребуется запрет на эмиграцию, потому что отъезд будет сводиться к десяткам или максимум сотням тысяч человек. Но как можно быть уверенным, что будет проводиться оптимальная экономическая политика, если до сегодняшнего дня экономические последствия принимаемых решений очевидно не брались в расчет? Возможно, необходимость очередного закручивания гаек еще сильнее ухудшит экономическое положение. Подобным образом белорусский президент Александр Лукашенко довел страну до экономического краха и полной зависимости от внешнего спонсора за год, но у нашей-то страны нет внешнего спонсора, который мог бы заполнять бюджет по ходу политического кризиса. Насколько-то, конечно, хватит резервов. К сожалению, когда вспоминаешь про резервы, сразу вспоминаешь и про то, какое ненужное и разрушительное для страны решение приняла российская власть.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора