Почему возвращение смертной казни противоречит российской Конституции
Логика подобных тому, что сделал Медведев, заявлений вызывает сомнения, поскольку игнорирует российскую Конституцию, о верховенстве которой в российском праве так заботились авторы конституционной реформы 2020 года.
Россия взяла на себя обязательство отменить смертную казнь в 1996 году, когда вступила в Совет Европы. В том же году президент Борис Ельцин издал указ, который нередко ошибочно называют мораторием на применение смертной казни, хотя речь шла лишь о предложении рассмотреть отмену смертной казни в проекте нового Уголовного кодекса. Казни остановились уже после переизбрания Ельцина на второй срок: он заменил смертную казнь пожизненным заключением всем приговоренным к высшей мере наказания.
Запрет выносить смертные приговоры был установлен не главой государства, а Конституционным судом в 1999 году, первоначально был связан не с нормами Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), а с положениями российской Конституции. Она временно допускает применение смертной казни при условии, что обвиняемому было предоставлено право на суд присяжных. Конституционный суд решил, что до создания судов присяжных на всей территории страны (в 1999 году они работали лишь в десятке регионов) смертные приговоры будут нарушать равенство граждан перед законом.
С 1 января 2010 года суды присяжных должны были начать функционировать в Чечне — последнем регионе, где они еще не действовали. Таким образом, запрет 1999 года мог бы потерять свои основания. Именно тогда Конституционный суд разъяснил, что запрет продолжит действовать, поскольку Россия является участником Совета Европы и подписала протокол №6 к Европейской конвенции по правам человека, запрещающий смертную казнь. Хотя этот протокол не был ратифицирован, другой международных документ — Венская Конвенция о праве международных договоров — запрещает государствам принимать действия, направленные против объекта и цели подписанного, но еще не ратифицированного договора.
Таким образом, связь между членством России в Совете Европы и неприменением смертной казни в нашей стране существует. Выход из Совета Европы, если российские власти примут такое решение, будет означать и выход из Европейской конвенции по правам человека, соответственно, протокол №6 к ней не будет ратифицирован. Останется ли тогда что-то от позиции Конституционного суда о запрете вынесения смертных приговоров?
Российская Конституция говорит о возможности применения смертной казни «временно», «вплоть до ее отмены». Таким образом, Конституция допускает только одно направление движения — к отмене, но не назад, не к применению. Разворот на этой дороге запрещен. Можно вспомнить историю конституционной нормы о невозможности ареста гражданина более чем на 48 часов иначе чем по решению суда. В 90-е и начале 2000-х временно, вплоть до изменения законодательства, допускался арест по решению прокурора. Но в 2002 году Конституционный суд решил, что с временным порядком пора заканчивать, и настоял на введении в действие необходимых законов.
Хотя формально отмены смертной казни не произошло, в России не казнят по суду уже четверть века. Этого достаточно, чтобы Конституция не допустила ее возврата. Проблема же, как обычно, может возникнуть с соблюдением конституционных норм.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора