17 февраля Федеральный суд Швейцарии опубликовал решение по делу Виктора Вексельберга, согласно которому швейцарский банк Postfinance обязан возобновить банковское обслуживание миллиардера, несмотря на американские санкции.
При каких условиях нынешние и будущие фигуранты санкционного списка США могут защитить свои права в суде?
Закон о почте
Виктор Вексельберг вместе с другими представителями российской деловой и политической элиты попал под блокирующие санкции США 6 апреля 2018 года. Его активы и счета на Западе были заморожены. Из-за введенных ограничений начали страдать его компании, о чем свидетельствуют судебные процессы как минимум в трех юрисдикциях. Британские суды по делу его компании Lamesa в иске отказали, в Соединенных Штатах, где Виктор Вексельберг вместе с двоюродным братом судился против Минфина США о выдаче специальных лицензий, исход был тоже неудачным. Однако в Швейцарии наметился перелом, который могут взять на вооружение и другие российские бизнесмены под санкциями.
После включения Вексельберга в санкционный список от него отказались многие банки и контрагенты. Это неудивительно: продолжение финансово-экономических отношений с фигурантом американского санкционного списка чревато большими проблемами. Все его личные счета на Западе были закрыты. Однако крупный бизнесмен не может жить в условиях отсутствия простого банковского счета, с которого он может заплатить за услуги ЖКХ, налоги или за ужин в ресторане в Швейцарии.
Поэтому после попадания под санкции за открытием счета он решил обратиться не в классический банк, а в Postfinance AG. Деятельность данного банка регулируется в первую очередь федеральным законом Швейцарской Конфедерации о почте, а не всем массивом законодательства о банках и банковской деятельности. Из-за этой же особенности в Postfinance более простые требования по проверкам и идентификации клиентов, а как следует из судебного акта, о должной осмотрительности при открытии счетов фигурантам американского блокирующего санкционного списка Вексельберг узнал позже всех.
При этом в Швейцарии закон гарантирует каждому гражданину или постоянному резиденту страны право получения базового набора банковских услуг в швейцарских франках. Виктор Вексельберг — налоговый резидент Швейцарии.
Суд да дело
Через полгода с момента попадания под санкции США Виктор Вексельберг обратился в Postfinance за открытием расчетных счетов. 3 декабря 2018 года таковые были открыты в евро и швейцарских франках. На имя клиента были изготовлены пластиковые карточки. Однако на следующий день банк уведомил его о прекращении отношений: «Анализ вашего досье показал несоответствие вашего профиля нашей стратегии и/или что мы не в состоянии выполнить наши обязанности по должной осмотрительности». Бизнесмен обжаловал односторонний отказ в суде по торговым делам кантона Берн. Первая инстанция посчитала односторонний отказ обоснованным, а санкции США — уважительной причиной для прекращения отношений. Законодательство, действовавшее на момент вынесения решения первой инстанцией, наделяло банк правом отказать в обслуживании в двух случаях:
1) если предоставление услуги противоречит национальным или международным правилам в области финансового рынка, законодательству об отмывании денег или о санкциях;
2) если существует риск наступления серьезного правового и репутационного ущерба.
Бизнесмен подал апелляцию. С 1 января 2021 года измененное законодательство в части одностороннего расторжения договора банковского обслуживания возложило на банк бремя доказывания непропорционально высоких трудозатрат и сложностей (unverhältnismässiger Aufwand) от продолжения правоотношений, а не просто ссылаться на санкции или вероятный ущерб себе. Банк был признан не доказавшим, с какими чрезмерными проблемами и затратами он столкнется, если отношения с Вексельбергом продолжатся, а также то, в чем такие трудозатраты и сложности будут выражаться. На этом основании решение первой инстанции было отменено, а апелляционная жалоба удовлетворена. Кредитное учреждение теперь обязано открыть бизнесмену счет в швейцарских франках.
Постановление Федерального суда в Лозанне по незначительному числу оснований может быть обжаловано в Верховном суде Швейцарской Конфедерации.
Анализ решения
Эта история свидетельствует о том, что на конец 2018 года в банке Postfinance AG отсутствовала политика по работе с попавшими под санкции США швейцарскими резидентами.
Практика смотреть профиль клиента только после открытия счета и проверять его на присутствие в санкционных списках не соответствует реноме финансово-кредитного учреждения ведущей банковской страны мира. Виктору Вексельбергу открыли счета 3 декабря 2018 года, после более чем полугода нахождения под санкциями США. А закрыли уже на следующий день со ссылкой на несоответствие профиля клиента внутренним требованиям по должной осмотрительности, когда такое решение уже можно оспаривать в суде.
Суду апелляционной инстанции пришлось установить баланс между гарантированным правом резидента Швейцарии пользоваться базовым набором банковских услуг в швейцарских франках и правом финансово-кредитного учреждения прекращать отношения со ссылкой на должную осмотрительность.
При этом суд не стал рассматривать вопрос через призму нарушения банком публичного порядка Швейцарии при исполнении иностранного законодательства. Также не пошел он через апробированную два года назад в финском деле Бориса Ротенберга концепцию экономической жизнеспособности банка как экономической единицы. Но суд не исследовал вопрос о рисках вторичных санкций для банка. Просто сторона ответчика такие доводы не приводила. А против банка по статье 5 закона США «О поддержке свободы Украины — 2014» и статье 226 закона США «О противодействии противникам Америки посредством санкций — 2017» в теории могут быть введены вторичные санкции США. Достаточно проведение или совершение одного крупного перевода или операции от или в пользу фигуранта американского санкционного списка SDN.
Пиррова победа?
Решил ли свои проблемы Виктор Вексельберг? История может получить неожиданное продолжение. В похожей ситуации уже был другой представитель списка Forbes. Как следует из решения уездного суда города Хельсинки от 13 января 2020 года (есть в распоряжении редакции), филиал шведского Handelsbanken закрыл счет Бориса Ротенберга после его попадания под санкции США.
Бизнесмен успешно оспорил данный отказ — финский регулятор обязал банк вновь открыть счет гражданину Финляндии. Однако после открытия и первого зачисления на него суммы для оплаты накопившихся долгов бизнесмен столкнулся с другой проблемой: три других скандинавских банка отказались зачислять его средства на счета своих клиентов. А Handelsbanken подвесил зачисление второго крупного транша из другого банка Ротенберга до получения подтверждения чистоты этих средств. Пришлось бизнесмену обжаловать бездействие своего и еще трех банков в суде.
Первая инстанция встала на сторону банков: слишком убедительными показались доводы о риске вторичных санкций и отключении от мировой долларовой системы. На решение подана апелляция, однако за прошедшие два года дело никак не продвигалось.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора